Общество

Тираноборчество в фонтане

3 апреля 2012 12:14
версия для печати
Тираноборчество в фонтане
Для России характерен тираноборческий перформанс. <...> Наказывать за это сурово нельзя. Это как если бы родители кидали в тюрьму детей, которые слушают рэп или панк, красят волосы в кислотные цвета и не хотят выносить мусор.
Андрей Ерофеев, искусствовед и куратор выставок


Купальщики. Участники акции, организованной «Партией любви», залезают в фонтан в ГУМе. Антон Белицкий, агентство Ridus.ru

В субботу, 31 марта по Садовому кольцу Москвы должен проехать Party Riot Bus — передвижная акция-выставка, вместившая в себя показ арт-объектов и различные перформансы. Таким образом проект ЖИР и noart галерея выразят свою поддержку группе Pussy Riot.

25 марта представители незарегистрированной «Партии любви» в трусах залезли в фонтан ГУМа. Это мероприятие они назвали художественной акцией, посвященной арестованным Pussy Riot.

Всем этим акциям предшествовало представление, устроенное, девушками из Pussy Riot перед алтарем Храма Христа Спасителя (см. фото ниже).

Что значит этот всплеск социально-политических перформансов? Они вообще имеют отношение к искусству?

Концерт. Pussy Riot в Храме Христа Спасителя. Фото Ивана АФАНАСЬЕВА


Панк-молебен перед алтарем и купание нагишом в фонтане в ГУМе — искусство или хулиганство?

Евгений Савицкий
культуролог, кандидат исторических наук

Это протестные художественные акции, оправданные в городском пространстве. И люди должны терпимо их принимать. Очень важно увидеть в них не оскорбление, а протест. Ведь это не трамвайные хулиганы, которые плюют в вас. Они хотят, чтобы народ задумался о ситуации вокруг. В частности, об умерщвлении церкви, которое происходит сейчас. Но говорить об этих акциях только как об искусстве значит замалчивать их политическое значение. Некоторым, наверное, даже выгодно представить их как чудачество или панк-искусство, отвлекая от главного — от протеста.

Андрей Ерофеев
искусствовед и куратор выставок

Для России характерен тираноборческий перформанс. Выступление Pussy Riot, и купание в фонтане относятся к такому. Обращаются к нему в основном молодые люди. У нас долгое время не было молодежи, были такие молодые старички, которые спокойно принимали ту реальность, которую им предлагало государство. Сейчас молодые люди пытаются обратить внимание на свое мнение. И наказывать за это сурово нельзя. Это как если бы родители кидали в тюрьму детей, которые слушают рэп или панк, красят волосы в кислотные цвета и не хотят выносить мусор.  

Елена Царенко
галерист, галерея Московских художников 

Наверное, 90 процентов молодых людей назовут эти акции искусством, потому что очень слабое у многих представление об искусстве в принципе. Говорить резко об этом не хочется, ведь люди никому ничего плохого не сделали. Но никакой художественной ценности эти акции не имеют. А если тетки пьяные в фонтан полезут — это тоже перформанс? Любое действие, особенно негативное, можно назвать перформансом и подвести концепцию. В данных случаях молодежь просто отражала то, что видит, слышит, чем их пичкают. Это не искусство, это пиар.

Александра Обухова
искусствовед

К подобным явлениям стоит относиться очень аккуратно. Грань между искусством и практиками, его имитирующими, очень тонкая. И то, что сегодня зрители считают оскорбительным, завтра может стать ярким примером художественного творчества. Вспомните историю с «бульдозерной выставкой»*, которую разогнали с помощью дорожной техники, картины жгли, художников травили. Сегодня многие из них — мэтры отечественного авангарда. Художественный жест гораздо ярче политического митинга. Главное, чтобы он не угрожал здоровью и жизни окружающих. Ни купание в фонтане, ни панк-молебен никому физического вреда не принесли. А столь резкая реакция правоохранительных органов и представителей власти, духовенства только подогрела интерес к данным акциям.


*15 сентября 1974 года в Москве в Беляево под открытом небом художники-авангардисты устроили выставку своих работ. Буквально через полчаса власти направили на выставку бульдозеры, водометы и самосвалы, которые раздавили картины. В частности, среди раздавленных экспонатов были работы Оскара Рабина. Сейчас некоторые из его картин хранятся в Третьяковке и выставляются зарубежных музеях.

Следите за новостями в Петербурге, России и во всём мире в удобном для вас формате: «Вконтакте», Facebook, Twitter, Telegram, Одноклассники



Лента новостей

Проверь себя

Что делать с "Лахта-Центром"?

Проголосовало: 857

Все опросы…