Общество

Медицинские услуги: платить или расплачиваться?

2 декабря 2011 16:34
версия для печати
Медицинские услуги: платить или расплачиваться?
Экспертная гостиная «Мирбис» и газеты «Мой район»

Евгений Бойченко, руководитель программы «МВА – Маркетинг-Менеджмент» Московской международной высшей школы бизнеса «МИРБИС»

— В Москве огромное количество платных медицинских учреждений, но решиться стать их клиентом нелегко. Виной тому три больших страха: возможные осложнения, юридическая незащищенность и страх потерять деньги. С другой стороны, в частной клинике нет очередей и лучше оборудование. Но как выбрать достойную клинику?

16 ноября газета «Мой Район» собрала в «Экспертной гостиной «МИРБИС» представителей компаний, оказывающих платные медицинские услуги. Мы попросили экспертов рассказать, на что стоит обращать внимание, выбирая медицинское учреждение.


Синюков Дмитрий Валентинович
стоматологическая спа-клиника «Белые Клематисы», директор


Орлов Сергей Валерьевич
НЦН неврологии РАМН, зам. главврача


Падалица Виктор Кузьмич
научно-практическая лаборатория «Алгоритм здоровья», главврач


Влад Вольфсон
МЕДСИ,
вице-президент


Филатова Екатерина Николаевна
стоматология «Доктор Позитив», главврач


Ушакова Людмила Анатольевна
сеть медцентров «Медквадрат», директор по маркетингу


Клочкова Виктория Марковна
медцентр «МЕДЭП», начальник договорного отдела


Кирсанова Елена Александровна
поликлиника ФНПР, руководитель группы продвижения медицинских услуг


Резе Андрей Геннадьеви
сеть поликлиник «Семейный доктор», зам. генерального директора по науке и образованию

ЦЕНА

Синюков Д. В.: — Бесплатной медицины у нас вообще не существует. В районных поликлиниках пациенты лично платят специалисту, а персонал в больницах с места не сдвинешь, пока не «отблагодаришь».

Орлов С. В.: — Госучреждения предоставляют услуги как платно, так и бесплатно. Обязательное медицинское страхование — это тоже не бесплатно: это налоги с зарплаты, часть которых уходит в Фонд ОМС. Для государственной клиники ОМС — это лишь часть финансирования, которая едва покрывает расходы.

Падалица В. К.: — Люди боятся, что заплатят в частных медцентрах больше, чем нужно. Я ушел из одной клиники потому, что честно говорил пациенту: «Вам нужно всего четыре сеанса мануальной терапии, а вы купили десять. Попробуйте вернуть деньги». За это меня вызывало на ковер руководство и объясняло, что клиника — это бизнес, и пациент должен платить больше. Но даже теперь, будучи сам владельцем бизнеса, я придерживаюсь правила: быть честным с пациентом.

Влад Вольфсон: — Выбирая платную клинику, пациент должен четко понимать, что уровень сервиса зависит от уровня лечебного учреждения. В VIP-клинике врач может потратить час и более на консультирование каждого пациента, доктор будет помнить вас по имени и даст свой мобильный номер для оперативной связи. В частном медицинском учреждении экономсегмента врач обычно тратит на прием пациента около 20 минут, и дополнительные сервисные опции, такие, как консультации по телефону, не предусмотрены. Тем не менее на качество оказания медицинской помощи сервис не влияет.

МЕСТОРАСПОЛОЖЕНИЕ

Филатова Е. К.: — Выбирая клинику, нужно понимать, как часто вы планируете ее посещать. Если вы покупаете ДМС, то лучше выбрать медцентр ближе к дому или работе. Если нужна помощь узкого специалиста и планируется несколько посещений, расстояние не имеет большого значения.

Если речь идет о стоматологии, то даже здоровый человек должен посещать стоматолога не реже раза в полгода. Поэтому лучше выбрать клинику и рядом, и с набором услуг.

ИЗВЕСТНОСТЬ, ДОВЕРИЕ К БРЕНДУ

Ушакова Л. А.: — Выбирая клинику первый раз, человек может вспомнить «раскрученные» рекламой брэнды. Но все-таки 73% людей (по данным статистики) сначала попытаются спросить совета друзей, поинтересуются опытом знакомых.

Влад Вольфсон: — Идите в крупные сетевые клиники. Никто не застрахован от врачей низкой квалификации, но когда медучреждение работает по стандартам, с такой ситуацией сталкиваешься реже. Жесткие стандарты и регламенты оказания медицинских услуг сегодня, как правило, внедрены в солидных коммерческих медицинских компаниях. Кроме того, крупные игроки рынка коммерческой медицины имеют возможность выбирать кадры. К примеру, в МЕДСИ средний стаж работы медперсонала по профессии — 15 лет.

Ушакова Л.А.: — Бывает, пациент звонит в крупный медцентр, и там ему не могут ответить, сколько стоит конкретная процедура, как долго длится прием и т. д. А в небольших клиниках персонал внимательнее, ближе к клиенту и его проблемам.

Клочкова В. М.: — В регистратуре крупных клиник установлен компьютер и любая информация доступна: свободное время для записи к врачам, информация о ваших прошлых посещениях, выписанных рецептах и рекомендациях.

Синюков Д. В.: — Идти в крупную сеть или в небольшую клинику — это как выбрать между «Макдоналдсом» и семейным рестораном. Все зависит от ваших потребностей.

Российские пациенты вообще предпочитают государственные брэнды, известные еще с советских времен и являющиеся площадками РАМН. Но в таких клиниках трудно или почти невозможно попасть на прием к специалисту. Tе же доктора имеют второе место практики, и с ними гораздо легче увидеться в небольшой платной клинике.

Кирсанова Е. А.: — Согласно статистике, 90% медицинских услуг в России оказывается в  государственном секторе.  Действует сложившийся стереотип. В частных клиниках работают те же врачи, что и в государственных, только за деньги.  Чаще всего в коммерческую клинику пациент обращается за необходимой медицинской помощью при отсутствии узкого специалиста в государственном ЛПУ.

КОЛИЧЕСТВО УСЛУГ

Резе А. Г.: — Сравнивая цены на ДМС, обратите внимание, что при одинаковой цене список доступных опций различается. Поинтересуйтесь, входят ли в стоимость анализы, физиотерапевтические процедуры, компьютерная томография и т. д.

Филатова Е. Н.: — Не так важно, услуги скольких докторов включены в стоимость. Важнее обратить внимание на наличие тех специалистов, которых вы действительно будете посещать.

Клочкова В. М.: — Важны и дополнительные сервисы. У нас, например, если будущая мама еще до родов решает, что малыш будет наблюдаться в нашей клинике, мы бесплатно отвезем ее в роддом. А если женщине трудно оторваться от ребенка, чтобы подъехать к нам и подписать контракт, мы приедем на дом: доктор осмотрит малыша, а после обсудит с родителями условия договора и ответит на все возникшие вопросы.

ДОКТОРСКИЙ СОСТАВ

Падалица В. К.: — Самое главное — не то, как выглядит клиника, а что заканчивал доктор, сколько у него лет практики, есть ли у доктора лицензия и сертификат специалиста государственного образца. Важный показатель профессионализма врача мануальной терапии — проведение манипуляций без боли. Боль — это сигнал о критических перегрузках организма, и насилие здесь недопустимо.

Резе А. Г.: — Врачи — главная ценность медицинских учреждений. Профессора, кандидаты наук, авторы методик и книг — чем больше регалий у доктора, тем дороже стоит его прием. Но многолетняя успешная практика — самый важный показатель. Гораздо лучше взять на работу хорошего врача, чем прекрасного автора книг.

Кирсанова Е. А.: — Имя и известность  поликлиники создают врачи. У нас — ведомственная поликлиника (ранее поликлиника ВЦСПС,  где уже в аббревиатуре  предполагался  высший уровень медицины). На сегодняшний день Поликлиника Профсоюзов, сохраняя исторически сложившиеся лечебные традиции, также привлекательна для пациентов.  Во многих случаях даже при смене работодателя (страховой компании) пациент остается со «своим врачом», оплачивая медицинские услуги самостоятельно.

ОТНОШЕНИЕ

Синюков Д. В.: — Платная медицина сегодня — это не целование ног, а предоставление качественной услуги. Сегодня внешний антураж не так важен, как в эпоху перестройки. Опытный клиент это понимает, а тот, кто впервые пришел в платную клинику, ставит превыше всего то, как к нему относятся.

ЮРИДИЧЕСКАЯ ЗАЩИЩЕННОСТЬ

Орлов С. В.: — У любой уважающей себя клиники договор есть на сайте, с ним можно ознакомиться заранее, в спокойной обстановке. Наша задача — предупредить о возможных негативных последствиях и собрать максимальную информацию о состоянии здоровья пациента, дабы этих последствий избежать. Многих смущает, что клиники просят поставить подпись под согласием на любые врачебные манипуляции. Это не страшно: ваша подпись в суде ничего не решает. Вы не специалист и не обязаны разбираться в медицине.

Московское общество защиты потребителей

Ефимова Жанна Васильевна, Московское общество защиты потребителей, юрист по медицинским вопросам (представитель Государственного арбитражного экспертного комитета (ГАЭК) при ФОМС Москвы):

— Не каждое медучреждение идет на то, чтобы решить конфликт миром. В этом случае в силу вступает закон. Нашим законодательством вопрос ответственности медиков урегулирован. Но мы не можем защитить тех, кто не позаботился о документах. Если нет договора, квитанций об оплате, заключений врачей, трудно доказать, что ты был именно в этом медучреждении, и трудно выиграть в суде.

 

 

 

На что следует обратить внимание
при знакомстве с клиникой:

♦ наличие лицензии, выданной сроком на пять лет (она должна быть вывешена на видном месте, например, рядом с регистратурой);

приложение к лицензии, которое определяет, какие виды медицинских услуг имеет право оказывать данное учреждение;

сертификаты специалистов (копии сертификатов находятся в отделе кадров медицинского учреждения);

официальное заключение договоров и оплату услуг через кассу.

Внимательно прочитайте все предлагаемые к подписи документы. Храните квитанции об оплате, рецепты, требуйте копии заключений врачей. В нормальной клинике к таким требованиям отнесутся с уважением. Конечно, если вы будете излагать свои требования корректно.

Помните: вы имеете полное право защищать самое дорогое, что у вас есть, — вашу жизнь и здоровье!

Московская международная высшая школа бизнеса МИРБИС — ведущая школа бизнеса России. МИРБИС успешно реализует полную линейку образовательных программ — от бакалавриата до МВА и Executive MBA. В рейтингах качества программ бизнес-образования МИРБИС традиционно входит в тройку лидеров.

Следите за новостями в Петербурге, России и во всём мире в удобном для вас формате: «Вконтакте», Facebook, Twitter, Telegram, Одноклассники



Лента новостей

Проверь себя

Что делать с "Лахта-Центром"?

Проголосовало: 837

Все опросы…