Общество

Женское дело

7 ноября 2011 14:54
версия для печати
Женское дело
Ломоносов. Путешествие от Белого моря до Москвы

Блог-путешествие «Ломоносов» на www.mr7.ru/Lomonosov/ читайте каждый день.

29 октября – 3 ноября. Рочегда


Одна из последних действующих узкоколеек в Архангельской области жива, потому что женщины каждый день чинят рельсы и «поднимают» составы

7:00. Под окна диспетчерской подкатывает локомотив с вагоном. В локомотив садится бригада ремонтниц, а в вагон — четверо мужчин-лесорубов.

Первая остановка там, где вчера сошел с рельс поезд с лесом. Из тепловоза выгружаются женщины, хватают шпалы и тащат их вдоль рельс. Потом берут ломы и расшивают шпалы: вытаскивают костыли из старых, прогнивших. Подкладывают под рельсы новые шпалы и забивают костыли.

Так поменяли 21 шпалу и поехали дальше. Вдруг вагон останавливается. Мы «упали»: сошли с рельс. От ближайшей стрелки приносят новые шпалы, и операция повторяется: расшивают, зашивают, бьют молотками, шутят, друг к другу обращаются «дорогая».

На линии полторы ремонтных бригады — шесть человек. Работают только женщины: мужчины не выдерживают. Летом в бригаду пришел муж одной из них. Продержался месяц: тяжелая монотонная работа, мошка, жара, мало денег.

Локомотив начинают ставить на рельсы. Машинист подлезает под колеса и подкладывает кусок рельсы. А потом локомотив ездит туда-обратно, пока не станет ровно. Проехали дальше — опять упали. Ремонтницы говорят меж собой: «Девушки, кто сегодня согрешил?» «Я провинилась», — отвечает одна и улыбается. Выходят и опять начинается работа.

С лесозаготовок возвращались ночью. Поезд снова «упал». А потом еще раз. И опять выходили женщины и «поднимали» состав.


Мужчины. Помощник машиниста из встречного локомотива помогает чинить железнодорожные пути. Он кровно заинтересован в том, чтобы всё происходило быстрее.


Женщины. Работницы ремонтной бригады меняют шпалы на поврежденном участке дороги.


Машинист. Владимир Колодкин подкладывает кусок рельсы под колесо «упавшего» локомотива.


Ночью. Женщины вышли чинить рельсы в темноте. Крайняя справа — бригадир Лена.

Рочегда

ГУЛАГ. Поселок на правом берегу Двины, появившийся в советское время. Сначала здесь было Конецгорское отделение ГУЛАГа: с 1942 года зэки строили узкоколейку, валили лес.

СЕГОДНЯ. Конецгорский лес­промхоз — единственное значительное производство. По переписи 2002 года в поселке жили 2,5 тысячи человек. Треть — пенсионеры.

ГЕРОИ. С 1953 по 1961 год в Рочегде жил и учился Василий Алексеев (на фото), будущий тяжелоатлет и победитель двух Олимпиад (в 1972 и 1976 годах). Установил 80 мировых рекордов, один из которых до сих пор не побит.


Узкоколейная железная дорога

ПУТИ. Дорога выходит из Рочегды, описывает петлю через леса и снова возвращается в поселок. По ней доставляют работников в лес и из леса, а также привозят стволы сваленных деревьев. 

СТРОИТЕЛЬСТВО. Узкоколейку прокладывали в 1942 году руками ГУЛАГовских заключенных (здесь работало много поляков).

РАБОТА. Хотя пути в плохом состоянии, железная дорога до сих пор работает: есть семь локомотивов, вагоны для перевозки леса, один пассажирский вагончик. Назначение узкоколейки — обслуживать лесозаготовительное предприятие. Оно действует, хотя, говорят, еще в 80‑х годах вырубку леса здесь собирались прекратить, а людей переселить.

Заброшенные деревни. По пути узкоколейка проходит через несколько деревень, на карте они обозначены как Няводы, Нондрус и Пыстрома (на фото). Но здесь больше никто не живет. Местные рассказывают, что в прошлом году в Пыстроме еще жила женщина из Молдавии, но потом и она сдалась и уехала после того, как корова провалилась то ли в заброшенный колодец, то ли в старый погреб и животное пришлось искать несколько дней.

Лесорубы. Лесорубы в своем вагончике нас угощали чаем и вообще были приветливы и гостеприимны. На лесозаготовках тут трудятся так. Вахта длится неделю. Смена 12 часов, потом 12 часов отдыха. Так как люди постоянно сменяют друг друга, работа идет непрерывно, и днем, и ночью, на лесозаготовках используется дорогое импортное оборудование, и оно не должно простаивать. Когда заканчивается вахта, лесорубы возвращаются домой и неделю отдыхают.

Жизнь студента за границей

В 1736 году Михаила Ломоносова и еще двоих студентов из России зачислили на факультет университета немецкого города Марбурга. Преподаватели сразу отметили, что самая светлая голова из трех российских студентов у Ломоносова.

Российские студенты не умели пользоваться свободой и тратить деньги. Средства, которые выдали на первый год, — порядка 375 талеров, — они потратили за три месяца. Причем денег вполне могло бы хватить на год жизни в Германии. Например, аренда комнаты обходилась Ломоносову в 20 талеров в год.

В первые месяцы на книги Ломоносов потратил только 18 талеров. 113 талеров ушло на необходимые нужды. На остальные сшил себе кафтан, купил шляпу, башмаки и шпагу. Часть денег потратил на уроки фехтования.

«Они чрезмерно предавались разгульной жизни и были пристрастны к женскому полу. Покуда они были здесь, всяк боялся сказать им хотя бы слово, поелику они своими угрозами всех держали в страхе», — писал о русских студентах Христиан фон Вольф, учитель Ломоносова.

За пару лет общий долг был 1926 талеров. Из них Ломоносов должен был 613 талеров.

Вольф написал в Петербург, чтобы Академия повлияла на студентов, и они скромнее тратили деньги. Академия погасила долги. А Вольф стал следить за подопечными русскими студентами и выдавать каждому по талеру в неделю.

Каждый день на завтрак Ломоносов съедал несколько селедок и выпивал порцию пива.

Ломоносов жил в доме Екатерины Цильх, у которой была дочь Елизавета Христина, в 1737 году ей было 17 лет.

В 1739 году российские студенты уехали во Фрейберг учиться горному делу у Иоганна Генкеля. Через несколько месяцев у Елизаветы Цильх, оставшейся в Марбурге, родилась дочь.

Следите за новостями в Петербурге, России и во всём мире в удобном для вас формате: «Вконтакте», Facebook, Twitter, Telegram, Одноклассники



Лента новостей

Проверь себя

Что делать с "Лахта-Центром"?

Проголосовало: 872

Все опросы…