Общество

Выплыли, но не все

15 июля 2011 07:55
версия для печати
Выплыли, но не все
Пассажиров «Булгарии» не успели предупредить, что корабль начал тонуть. Инструктаж по спасению не проводился.
«Булгария» ушла под воду за три минуты. Так быстро корабли еще не тонули», — говорит Александр Монахов, замдиректора по безопасности Московского речного пароходства.



В Казанском речном порту 12 июля люди собрались, чтобы почтить память погибших на теплоходе «Булгария». Фото РИА «Новости»

10 июля в два часа дня на Волге затонул теплоход «Булгария» с 208 пассажирами. Спасти удалось только 79 человек. Большинство погибших — женщины и дети.

Пассажиров не успели предупредить, что судно терпит бедствие. Официально причина катастрофы не названа, но уже установлено, что судно шло в рейс с неполадками.

МГНОВЕННО. Пассажиры не успели даже понять, что происходит, и просто не смогли выбраться на палубу из затопляемых помещений. Спастись смогли те, кто был ближе к выходам на палубу.



Пострадавшие с потерпевшего крушение судна «Булгария» сходят на берег в Речном порту Казани. Само судно уже подготовили к подъему со дна реки. Его собираются вытаскивать в ближайшие выходные. Фото РИА «Новости»

«Мы узнали, что с теплоходом что‑то не так, только когда он сильно накренился», — рассказывает Гульназ Миннехаерова, пассажирка.

В тот момент ее родственница Лилия выбежала из каюты посмотреть, что происходит. В коридоре уже была паника, и только тогда женщины начали доставать спасательные жилеты из шкафа в каюте.

Из открытого окна в каюту хлынула вода, и Гульназ вместе с родственниками вынесло в коридор. Она считает, что открытое окно спасло им жизни. Из коридора они смогли выбраться на палубу и покинуть корабль.

Многие люди утонули, потому что не смогли выбраться из своих кают. Когда Миннехаеровы добрались до плотов, оказалось, что один из них переполнен.

К счастью, для Гульназ с ребенком все же нашлось место. Плоты соединялись вместе, чтобы на них смогло поместиться как можно больше людей. Гульназ была на корабле вместе с мужем, дочерью и родственниками. Все они спаслись.

Первыми спасать людей стали члены экипажа пассажирского теплохода «Арабелла», капитан которого принял на себя командование спасательной операцией.

ВЕРСИИ. Как установило следствие и подтвердили выжившие члены экипажа, у «Булгарии» перед выходом из порта города Болгар отказал один из двух двигателей, а также наблюдался крен на правый борт.

Однако одной из наиболее вероятных причин называют открытые из‑за жары нижние иллюминаторы, которые в плохую погоду обязательно должны быть закрыты.

Когда судно накренилось при повороте, через иллюминаторы стала заливаться вода, и выровнять теплоход, который и так уже имел крен, не было возможности.



«Через иллюминаторы на таких теплоходах можно руки в реке мыть, там высота не больше 30 сантиметров», — говорит Виктор Гробовский, капитан, преподаватель судовождения.

По его словам, десяток открытых иллюминаторов — все равно что пробоина. Иллюминаторы могут быть открыты, но при сильном ветре или дожде они должны быть задраены.

Экипаж должен потребовать закрыть иллюминаторы по радиосвязи, после чего стюард проверяет, выполнено ли пассажирами это требование.

Когда начался сильный ливень, на «Булгарии» пассажиров никто не предупредил, что надо задраить иллюминаторы, а стюарды бросились закрывать их, только когда в корпус стала попадать вода.

«Иллюминаторы были открыты, — рассказывает Вячеслав Колосов, выживший член экипажа «Булгарии». — Закрывать их надо при плохой погоде, но когда мы отходили от Болгара, погода была хорошая, а потом очень резко изменилась».

«Дождь начался, когда мы отплывали от Болгара, и периодически то кончался, то возобновлялся», — противоречит ему Гульназ Миннехаерова.



ИНСТРУКТАЖ. Согласно правилам, все разъяснение техники безопасности на борту для пассажиров заключено в инструкции, которая есть в каждой каюте. Там указано, где лежат спасательные жилеты, как их надевать, где найти спасательные шлюпки и как держаться на воде.

Кроме того, на каждой палубе должен быть план эвакуации. Устный инструктаж проводится не всегда. Необходим он или нет, обычно решает капитан судна.

На «Булгарии» инструктажа не проводилось, но почти все пассажиры, и выжившие, и погибшие, успели надеть спасательные жилеты.

 Капитан не стал спасаться

Александр Островский, капитан «Булгарии», перед выходом в плавание звонил арендатору и просил отменить рейс из‑за плохого состояния судна, но команде все же велели закончить круиз. Об этом рассказывают выжившие члены экипажа.

Александр остался на тонущем судне, хотя из рубки можно было легко выбраться.

Вместе с капитаном погибла его сестра из Белоруссии, с которой он не виделся 15 лет. Сначала было ошибочно объявлено о том, что это его жена.

Капитану было 55 лет, он был на год младше своего корабля.

 
Вода вытолкнула


В каюте 104 находилась Гульназ Миннехаерова с мужем Ильшатом и годовалой дочерью Диной.

Окно каюты не закрывалось, поэтому когда теплоход начал погружаться в воду, через это окно сразу хлынула вода и вытолкнула пассажиров каюты в коридор.

Оттуда они попали в каюту напротив и через окна выбрались наружу.

 
По Москве-реке ходит теплоход на двадцать лет старше «Булгарии»

Этим летом по Москве-реке по четырем направлениям ходят около 40 единиц речного транспорта, сообщает Евгений Власов, начальник флота Столичной Судоходной Компании.

Большинство прогулочных теплоходов были построены в конце 70‑х — начале 80‑х годов. Каких‑либо заранее оговоренных ограничений по сроку службы у кораблей нет.

Судно может плавать, пока позволяют результаты техосмотра, который должен регулярно проводиться.

Так, по Москве-реке плавает банкетный теплоход «Максим Горький» 34‑го года постройки.

Один из самых старых прогулочных теплоходов на Москве-реке — «Москва-1». Ему 42 года.

«Самый старый теплоход 1969 года постройки. Раз в пять лет судно поднимается на слип (сооружение для подъема судов на берег с целью их осмотра, ремонта или отстоя), осматривается, ремонтируется и модернизируется под надзором Российского речного регистра», — сообщает Евгений Власов.

Во время осмотра производится очищение металла, ремонт винтов и рулей, замена электрических схем и множество других процедур, призванных сделать судно как можно более безопасным для пассажиров.

Данное судно недавно прошло такую модернизацию и отвечает всем требованиям безопасности, добавляет Власов.

Следите за новостями в Петербурге, России и во всём мире в удобном для вас формате: «Вконтакте», Facebook, Twitter, Telegram






Лента новостей

Проверь себя

Что делать с "Лахта-Центром"?

Проголосовало: 539

Все опросы…