Пилотов пассажирских самолетов продолжают слепить лазерными лучами
В этом году «лазерных атак» на пилотов пассажирских самолетов стало почти в десять раз больше, чем в прошлом. Каждая попытка ослепления летчика лазером может закончиться катастрофой.
В 2010 году в России было зафиксировано пять случаев, когда пилотов самолетов, заходящих на посадку, пытались ослепить лучом лазера с земли. А с начала 2011 года таких случаев было 47.
В Росавиации это называют «лазерным терроризмом». В Чечне уже запретили продажу лазерных указок.
ПОВЕЗЛО. Ночью 5 июля в аэропорту «Внуково» пилотов двух самолетов попытались ослепить лазерными лучами.
«Я заметил боковым зрением лучи зеленого света и посоветовал второму пилоту обратить внимание на пучки света справа по борту. Он увидел два луча, идущих от земли», — рассказывает Сергей Снегур, пилот Боинга-737 авиакомпании «Якутия».
В это время самолет снижался и находился приблизительно на высоте 1800 метров. Лучи не попали в глаза пилотам. Но на всякий случай командир корабля решил подстраховаться: доложил об этом диспетчеру и включил автопилот.
Если лазер ослепит летчика во время посадки или взлета, то пилот может не справиться с управлением и произойдет авиакатастрофа.
Снегур признается, что на профессиональных форумах много раз читал об ослеплении лазером: «Когда об этом читаешь, то трудно представить, как же в жизни происходит ослепление. Нам повезло, мы этого так и не узнали. Можно считать, что кто‑то просто побаловался с лазером и не хотел, чтоб это привело к трагедии».
ОПАСНОСТЬ. Если лазерный луч попадет в глаз, то человек может ослепнуть на какое‑то время, а может получить ожог сетчатки, говорит Борис Городецкий из глазной клиники «Визион».
Степень поражения зависит от длины и мощности лазерного луча. Кратковременное ослепление может длиться от нескольких секунд до нескольких минут.
Для пилота, заходящего на посадку, эти секунды — время, за которое самолет пролетает сотни километров.
ЛЕГКО КУПИТЬ. В России лазерные указки самой разной мощности можно заказать в Интернет-магазинах. В зависимости от мощности и длины луча они стоят от тысячи до десяти тысяч рублей.
На многих сайтах, торгующим лазерными указками, сообщается о том, что направлять луч в глаза людей и на любой движущийся объект категорически запрещено.
Некоторые лазеры, обещают продавцы, способны прожигать и плавить предметы. «Лазерные указки, которые применяются в быту, не сертифицированы, их мощность никто не измерял. Поэтому мы не знаем, что в руках у тех детей, которые балуются и ослепляют из любопытства пилотов самолетов», — отмечает Борис Городецкий.
ЗАПРЕТ. В Грозном задержали подростка, который чуть не ослепил пилота лазером.
Руслан Алханов, глава МВД Чечни, провел с 14‑летнем парнем профилактическую беседу. Теперь в Чечне запрещено продавать лазерные указки. Об этом распорядился Рамзан Кадыров, глава Чечни.
В 2010 году в России было зафиксировано пять случаев, когда пилотов самолетов, заходящих на посадку, пытались ослепить лучом лазера с земли. А с начала 2011 года таких случаев было 47.
50 км |
на такое расстояние может «бить» лазерная указка |
В Росавиации это называют «лазерным терроризмом». В Чечне уже запретили продажу лазерных указок.
ПОВЕЗЛО. Ночью 5 июля в аэропорту «Внуково» пилотов двух самолетов попытались ослепить лазерными лучами.
«Я заметил боковым зрением лучи зеленого света и посоветовал второму пилоту обратить внимание на пучки света справа по борту. Он увидел два луча, идущих от земли», — рассказывает Сергей Снегур, пилот Боинга-737 авиакомпании «Якутия».
В это время самолет снижался и находился приблизительно на высоте 1800 метров. Лучи не попали в глаза пилотам. Но на всякий случай командир корабля решил подстраховаться: доложил об этом диспетчеру и включил автопилот.
Если лазер ослепит летчика во время посадки или взлета, то пилот может не справиться с управлением и произойдет авиакатастрофа.
Снегур признается, что на профессиональных форумах много раз читал об ослеплении лазером: «Когда об этом читаешь, то трудно представить, как же в жизни происходит ослепление. Нам повезло, мы этого так и не узнали. Можно считать, что кто‑то просто побаловался с лазером и не хотел, чтоб это привело к трагедии».
ОПАСНОСТЬ. Если лазерный луч попадет в глаз, то человек может ослепнуть на какое‑то время, а может получить ожог сетчатки, говорит Борис Городецкий из глазной клиники «Визион».
Степень поражения зависит от длины и мощности лазерного луча. Кратковременное ослепление может длиться от нескольких секунд до нескольких минут.
Для пилота, заходящего на посадку, эти секунды — время, за которое самолет пролетает сотни километров.
ЛЕГКО КУПИТЬ. В России лазерные указки самой разной мощности можно заказать в Интернет-магазинах. В зависимости от мощности и длины луча они стоят от тысячи до десяти тысяч рублей.
На многих сайтах, торгующим лазерными указками, сообщается о том, что направлять луч в глаза людей и на любой движущийся объект категорически запрещено.
Некоторые лазеры, обещают продавцы, способны прожигать и плавить предметы. «Лазерные указки, которые применяются в быту, не сертифицированы, их мощность никто не измерял. Поэтому мы не знаем, что в руках у тех детей, которые балуются и ослепляют из любопытства пилотов самолетов», — отмечает Борис Городецкий.
ЗАПРЕТ. В Грозном задержали подростка, который чуть не ослепил пилота лазером.
Руслан Алханов, глава МВД Чечни, провел с 14‑летнем парнем профилактическую беседу. Теперь в Чечне запрещено продавать лазерные указки. Об этом распорядился Рамзан Кадыров, глава Чечни.
В Великобритании в бытовых целях разрешено использовать лазерную указку мощностью 1 милливатт. В США — 5 милливатт. В России в продаже находятся указки мощностью от 50 до 700 милливатт. |