Общество

Старые добрые игры

6 июня 2010 14:59
версия для печати
Как развлекались дети, когда у них не было компьютеров

Единого свода правил и названий дворовых игр никогда не существовало. В каждом регионе, городе и даже дворе могли быть свои особенности игровых сценариев и ритуалы. Из-за этого бывало, что игры заканчивались ссорой.

Различались не только правила, но и терминология. Так, ведущего в разных местах называли по разному — «вода» или «голя».

А у глагола «водить» были синонимы «голить» и «маяться».


 


«Ножички»

На чистой от травы и притоптанной земле чертится круг.

Круг расчерчивается на равные сектора по количеству участников (если играют двое, то круг, соответственно, делится ровно посередине).

Каждый участник встает в свой сектор.

Игроки по очереди кидают нож в соседние сектора.

Если нож не воткнулся, ход переходит следующему игроку.

Если нож воткнулся, то по оси, по которой воткнулся нож, тем же ножом вычерчивается прямая линия. Линию нужно прочертить не выходя из своего сектора. Если этого сделать нельзя, бросок не засчитывается.

Эта линия делит «вражеский» сектор на две части, меньшая из которых присоединяется к территории игрока, удачно метнувшего нож (рис. 1). Линия становится новой границей, а старая стирается (рис. 2)


Если сектор игрока в результате враждебных захватов уменьшится на столько, что он не сможет в нем стоять хотя бы одной ногой, игрок выбывает.




«Классики»

На асфальте рисуется таблица (см. рисунок). Клетки нумеруются. Вариантов нумерации много.

Кидается камешек или битка, сначала на «1». Игрок прыгает на эту клетку, а потом последовательно на остальные, в соответствии с нумерацией.

Камешек кидается на следующую цифру. Игрок снова прыгает по всем квадратам в соответствии с нумерацией, и так до конца игры. Сложности начинаются, когда нужно попасть камешком на дальние квадраты.


Нельзя попадать камешком на линии и в «огонь».

Нельзя наступать на линии и на «огонь».

Есть варианты, при которых камешек или битку надо перемещать с клетки на клетку ногой, а не кидать.



«Штендер-стоп»

Игроки становятся в линию. Водящий становится перед ними, повернувшись к игрокам спиной.

По сигналу все разбегаются.

Водящий кричит «Стоп!» или «Штендер-стоп!» (рис. 1).

Все должны замереть.


Водящий просит откликнуться кого-то из игроков. Затем объявляет, сколько нужно шагов определенного типа (см. рисунок внизу), чтобы он смог дойти до этого игрока.

Водящий разворачивается и пытается добраться до названного игрока, используя объявленное количество шагов. Двигаться можно только по прямой. Сделав объявленную комбинацию шагов, он обязан остановиться и попробовать осалить игрока (рис. 2). Если получается, водящий и игрок меняются ролями. Если нет, то вся процедура повторяется сначала.

Иногда, если вода видел, что ошибся с расчетами, он начинал мухлевать: великанские шаги делал поменьше, а лилипутские побольше. Как правило, в таком случае игры заканчивались общей ссорой.

 



«В козла»

Игроки встают друг за другом перед стеной.

Первый игрок кидает мяч об стену и, когда мяч отскочит, перепрыгивает через него. Игрок, стоящий следующим в очереди, должен поймать мяч.

Перепрыгнувший мяч игрок встает в конец очереди.

Тот, кто не смог перепрыгнуть или поймать мяч, получает букву «к», потом «о», пока не сложится слово «козёл».

 



«Чики-брики-стоп» или «Чики-брики-стоп навсегда»

Чертится круг, в который встают все игроки.

Выбирается водящий, он берет мяч и встает в центр круга.

Водящий подбрасывает высоко мяч и выкрикивает имя одного из участников игры.

Пока мяч в воздухе, игроки, кроме того, чье имя выкрикнули, бросаются врассыпную.


Если назначенный игрок ловит мяч с лету, он выкрикивает имя нового водящего, подкинув мяч вверх. Тот должен его поймать и тоже выкрикнуть имя.

Если мяч ударяется о землю, то назначенный игрок, как только поймает мяч, должен крикнуть «Стоп!», «Чики-брики-стоп!» или «Чики-брики-стоп навсегда!».

Все разбежавшиеся игроки замирают на месте.

Водящий должен попытаться осалить кого-нибудь мячом с того места, где поймал мяч. Если получится, то осаленный становится водой. Если нет, то все возвращаются в круг и процедура повторяется снова.




«Цепи кованы» или «Бояре»

Собираются две команды. Чем больше народу, тем лучше.

Команды выстраиваются в шеренги, становятся на некотором расстоянии (метров пять) одна шеренга лицом к другой. Все крепко берутся за руки.

Одна команда кричит: «Цепи кованы, раскуйте нас!».

Другая спрашивает: «Кем из нас?»

Команда-противник выкрикивает имя.

Выбранный игрок бежит и пытается прорваться через «цепи» — шеренгу игроков-соперников.

Если ему это удалось, его команда забирает к себе одного из игроков противника.

Если «цепь» не прорвалась, он сам становится в шеренгу противника.

Потом разбивающей становится другая команда.

Побеждает команда, где окажется больше народу.


Вариант «Бояре» более замысловатый. Разыгрывалась целая сценка:

— Бояре, а мы к вам пришли! Молодые, а мы к вам пришли!

— Бояре, а зачем пришли? Молодые, а зачем пришли?

— Бояре, нам невеста нужна, молодые, нам невеста нужна!

— Бояре, а какая вам мила, молодые, а какая вам мила?

— Бояре, нам вот эта мила, молодые, нам вот эта мила!

— Бояре, она дурочка у нас, молодые, она дурочка у нас!

— Бояре, не валяйте дурака, отдавайте нам невесту навсегда!

 


«Светофор»

Игроки выстриваются в шеренгу, вода — перед ними.

Водящий называет цвет.

Те, у кого есть этот цвет на себе, переходят к начерченной через несколько метров линии.

Те, у кого цвета нет, пытаются прорваться мимо ведущего, а он пытается их осалить. Того, кто добежал до линии, салить нельзя.

Тот, кого ведущий осалит, становится новым ведущим.



«Олимпиада»

Используется бельевая резинка, связанная в кольцо.

Участники игры растягивают резинку и делают пасы руками (можно прижимать резинку ногами), выкрикивая: «О-лим-пи-а-да! Мамина помада, папины трусы, раз, два, три!» Надо создать при помощи резинки что-то вроде паутины (см. рисунок).

Третий игрок должен пробраться через эту паутину, не зацепив резинку.

 

«Колдунчики»

Вариант догонялок


Вода догоняет кого-то из игроков и дотрагивается до него.

Этот игрок становится «заколдованным» и замирает, раскинув руки в стороны.

«Заколдованного» могут расколдовать другие игроки, дотронувшись до него.

Водящий стремится «заколдовать» всех игроков. Цель остальных — этого не допустить.

 

«Резиночка»

Самая популярная игра советских девочек


Берется бельевая резинка длиной около двух с половиной метров и связывается так, чтобы получилось кольцо.

Двое играющих растягивали резинку и надевали ее на ноги. Третий играющий прыгал через нее, совершая разные комбинации прыжков (см. рисунок).


По мере безупречного исполнения игроком комбинаций прыжков резиночка поднималась выше, на следующий уровень. Там вся комбинация повторялась. И так до самого сложного уровня, который назывался «по шейку» — резинка держалась на шеях. (Был еще уровень «на ушах», но до него мало кто доходил.)

 



«Двенадцать палочек»

Вариант пряток


На дощечку кладут 12 палочек. Дощечка кладется на кирпич, чтобы получилось что-то вроде качелей.

Кто-нибудь из играющих бьет по свободной стороне дощечки, стараясь, чтобы от удара палочки разлетелись подальше.

Водящий ищет палочки и складывает их на место. Его задача сделать это как можно быстрее.

Все остальные игроки должны разбежаться за это время и спрятаться.

Когда палочки на месте, водящий начинает поиски спрятавшихся игроков.

Как только водящий обнаруживает кого-то из спрятавшихся, он должен успеть добежать до дощечки и разбить двенадцать палочек. В этом случае обнаруженный им участник игры начинает водить, а бывший водящий становится игроком.

Игрок, обнаруженный водящим, может успеть добежать до палочек быстрее воды и разбить их. Тогда вода все начинает сначала. Попытаться разбить палочки может и кто-то из других спрятавшихся игроков, чтобы выручить обнаруженного товарища.



«Слон»

Играют две команды.

Команда №1 выстраивается так, как показано на рисунке, образуя «слона».

Участники команды №2 по очереди разбегаются и запрыгивают на «слона», отталкиваясь руками от спины какого-нибудь из игроков-противников.

Задача участников команды №2 — завалить «слона».

Задача «слона» — устоять на ногах и пройти несколько шагов до определенной точки, не упав.

Следите за новостями в Петербурге, России и во всём мире в удобном для вас формате: «Вконтакте», Facebook, Twitter, Telegram, Одноклассники



Лента новостей

Проверь себя

Что делать с "Лахта-Центром"?

Проголосовало: 848

Все опросы…