Общество

Изобретательный Гаев

5 марта 2010 16:33
версия для печати
Изобретательный Гаев
Глава метрополитена может иметь личный интерес в замене билетных автоматов


Новая карта. Дмитрий Гаев, начальник Московского метрополитена, показывает новую кредитную карту с бесконтактной технологией оплаты проезда в метро. Фото «Коммерсант»

На этой неделе в московской подземке появились новые автоматы по продаже проездных билетов. Потом они появятся почти на каждой станции.

В массовой замене автоматов может быть лично заинтересован Дмитрий Гаев, начальник столичного метрополитена.

КОНФЛИКТ. Первые автоматы, торгующие магнитными картами, появились в метро семь лет назад. Но после появления бесконтактных билетов «Ультралайт» эти автоматы перестали работать.

Перенастроить автоматы на продажу билетов «Ультралайт» — невозможно, это совсем другая технология, утверждает Павел Сухарников из пресс-службы московского метро.


 СВЯЗИ И РОДСТВЕННИКИ

Бесконтактные билеты «Ультралайт» для Московского метрополитена производит компания «Ситроникс», в совет директоров которой входит Дмитрий Гаев, начальник столичной подземки.

Одним из дочерних предприятий «Ситроникса» руководит Владимир Гаев, сын начальника метрополитена.

«Любое железо можно модернизировать», — возражает ему Дмитрий Мартынов из компании Parktime, разработчика и производителя тех, первых, автоматов. И стоить это будет гораздо дешевле, чем заказывать новые аппараты. Но с таким запросом к разработчикам представители метрополитена не обращались.

Скорее всего, старые автоматы будут демонтированы. Их уже нет на тех станциях, где установили новые, сообщают в Московском метрополитене. При этом не исключено, что если билеты поменяются снова, автоматы тоже придется менять. «Сейчас автоматы настроены на бесконтактные карты «Ультралайт», и мы не знаем, когда и какие билеты придут им на смену», — отмечает Сухарников.

ИНТЕРЕС. Производитель новых автоматов компания «Группа Смарт Технологии» обеспечивает оборудованием Московский метрополитен, Мосгортрнас, МОЭК и ряд других городских структур. Ее гендиректор, Ольга Вайт, вместе с Дмитрием Гаевым когда-то запатентовала автоматизированную систему проезда в метро, в том числе автоматы по продаже билетов.

В случае, если изобретение запускается в производство, автор патента может рассчитывать на проценты с продаж или иную форму вознаграждения, сообщает Екатерина Прозоровская, специалист патентного бюро.

 ЧЕМ БОЛЬШЕ, ТЕМ ЛУЧШЕ

В 2007 году юрист Николай Горбаль добился постановления Верховного суда, что ограничивать срок действия билетов в метро незаконно. Но этот вердикт никак не повлиял на политику метрополитена.

Ограничение срока действия поездок на руку производителям билетов — компании «Ситроникс», а опосредованно и Дмитрию Гаеву как члену совета директоров «Ситроникса». Чем быстрее билет приходит в негодность, тем больше нужно сделать новых проездных.

Дмитрий Гаев, уже будучи руководителем полностью государственного предприятия, также входит в совет директоров частной компании «Ситроникс», которая занимается производством бесконтактных карт «Ультралайт» для московского метро.

По сути, Гаев размещает государственные заказы на коммерческом предприятии и, находясь в совете директоров этого предприятия, заинтересован в этих сделках. Это не вполне законное совмещение должностей, считает юрист Жанна Манкулова.

И как обладателю патента, и как одному из высших руководителей предприятия-производителя бесконтактных карт Дмитрию Гаеву может быть выгодна именно замена старых аппаратов на новые, а не их переоборудование.

НЕПРОЗРАЧНОСТЬ. Метро вызывает удивление, считает юрист Александр Закондырин. Это непрозрачная структура. Составляющие цены за проезд пассажирам неизвестны. «Не удивлюсь, если в конце концов автоматизация продажи билетов повысит их стоимость», — говорит он.

 ЭЛЕКТРОННЫЕ БИЛЕТЫ В МЕТРО
  • 1997. За проезд в метро можно расплатиться картой с магнитной полосой.
  • 2003. На станциях появляются первые автоматы по продаже билетов от компании Parktime.
  • 2005. Дмитрий Гаев входит в совет директоров компании «Ситроникс».
  • 2007. В метро начинают продавать бесконтактные билеты «Ультралайт», которые производит «Ситроникс».
  • 2008. Билеты с магнитной полосой выходят из обращения. Автоматы от Parktime не продают билеты. Модернизировать их для продажи билетов «Ультралайт» не стали.
  • 2010. На станциях метро начинают устанавливать автоматы по продаже бесконтактных билетов. Производитель «Группа Смарт Технологии». Гендиректор этой фирмы Ольга Вайт вместе с Гаевым запатентовала автоматизированную систему оплаты проезда, действующую сейчас в московской подземке.

Следите за новостями в Петербурге, России и во всём мире в удобном для вас формате: «Вконтакте», Facebook, Twitter, Telegram






Лента новостей

Проверь себя

Что делать с "Лахта-Центром"?

Проголосовало: 568

Все опросы…