Общество

Москва высотная: Наш Манхэттен

9 ноября 2009 04:09
версия для печати
Москва высотная: Наш Манхэттен
Средоточие главных небоскребов столицы — Международный деловой центр «Москва-Сити»

Вид на «Москву-Сити» со стороны набережной Тараса Шевченко. Фото Евгения Гладина

Цели проекта делового центра «Москва-Сити» очень амбициозны: создать не только новый столичный центр бизнеса, символ успешности города, но и соединить национальные традиции градостроительства с лучшим мировым опытом.

Как все начиналось. По словам Бориса Тхора, автора архитектурной концепции «Москва-Сити», с 1960-х годов зрела потребность вывести деловую функцию из центра. В 1988-1989-х годах архитекторы сформулировали концепцию «Сити». Ее основа — образ квартала башен, подпирающих небо и отражающихся в зеркале реки. К 1992 году появилась общая композиция. Задумано, что «Сити» растет по большой спирали — от низких зданий на набережной к вершине в центре, что перекликается с ансамблем Кремля.


  Быстрое развитие сменилось стагнацией

  • 12 марта 1991 г. Московский Совет народных депутатов одобрил концепцию развития Московского международного делового центра (ММДЦ).

  • 1 декабря 1995 г. Заложена памятная капсула в ознаменование начала строительства.

  • 30 декабря 1999 г. Открыт сквозной переход через комплекс «Башня-2000» на торгово-пешеходный мост «Багратион».

  • 2001 г. Закончено строительство офисной «Башни-2000».

  • 21 января 2002 г. В правительстве Москвы прошла презентация архитектурной концепции «Центрального ядра», разработанной немецким архитектором Майнхардом фон Герканом.

  • 1 ноября 2002 г. Подведены итоги конкурса на проект зданий правительства Москвы и Мосгордумы, в котором участвовали 128 зарубежных и 16 российских архитекторов. Победил проект коллектива под руководством Михаила Хазанова.

  • Лето 2004 г. Начало строительства первой очереди комплекса «Башня на набережной» компанией ENKA (Турция).

  • 1 января 2004 г. Начало строительства «Северной башни».

  • 11 октября 2004 г. Открытие первого объекта коммерческой застройки — здания делового комплекса «Башня на набережной», построенного фирмой ENKA.

  • 9 февраля 2005 г. Заливка первого куба бетона в фундаментную плиту делового комплекса «Федерация».

  • 10 сентября 2005 г. Официальное открытие первой станции мини-метро «Москва-Сити» — «Деловой центр» (ныне «Выставочная»).

  • 8 декабря 2005 г. Начало сооружения наземной части «Центрального ядра».

  • 24 декабря 2005 г. Начало заливки фундамента башни «Москва», первой в комплексе «Город Столиц».

  • 9 ноября 2007 г. Завершение строительства «Башни на набережной».

  • Ноябрь 2008 г. Остановлено строительство башни «Россия».

  • Апрель 2009 г. Объявлено, что на участке, выделенном под башню «Россия», построят многоуровневый наземный паркинг.

  • Июнь 2009 г. Градостроительный совет при мэре Москвы отложил на неопределенное время застройку участка №20, где планировалась башня выставочно-делового комплекса.

  • Июль 2009 г. Высокий суд Великобритании наложил арест на участок для «Башни Россия» по иску банка ВТБ, кредитора владельцев участка — Шалвы Чигиринского и Компании Gradison Consultant Inc.

  • Август 2009 г. Недостроенная башня «Федерация» арестована судом в качестве обеспечительной меры по кредиту Альфа-банка Mirax Group

 

Московский Международный деловой центр «Москва-Сити»

  • расположение: Центральный административный округ, 4 км от Кремля

  • площадь участка: около 90 гектаров

  • объекты: 22 высотных здания, мост «Багратион», мини-метро, торгово-развлекательные комплексы, отели, аквапарк, каток, рестораны и кафе

  • число служащих, гостей и жильцов: до 300 000 человек

  • инвестиции: $ 10–12 млрд

  • начало строительства: 1995 г.

  • окончание: изначальный план — 2010 г., нынешний — 2014 г.


Чтобы увеличить изображение, нажмите на него

$ 12 млрд
Примерно в такую сумму оценивались общие инвестиции на начало реализации проекта «Москва-Сити»

 

Компании, участвовавшие в проектировании «Москва-Сити»:

  • ГУП НИиПИ Генплана г. Москвы;

  • «Персональная творческая мастерская архитектора Михаила Хазанова»;

  • ООО «Архитектурная мастерская №19»;

  • RMJM Scotland (Великобритания);

  • NBBJ (США);

  • ENKA, CCI (Турция), РТКЛ ЮК;

  • ООО «Натал»;

  • Swanke Hayden Connell Architects (США);

  • Summa Construction (Турция);

  • ASP Schweger Assoziierte Gesamtplanung GmbH;

  • Nps Tchoban Voss Architekten BDA;

  • «Моспроект-2 им. М.Б. Посохина», мастерская №6;

  • «Skidmore, Owings & Merrill LLP»;

  • Norman Foster and Partners (Великобритания);

  • ООО «Международный центр высотного строительства»;

  • ООО «АБК»

  • «Skidmore, Owings & Merrill LLP»

  • «Costas Kondylis & Partners LLP» (США);

  • «Проектный институт №2»;

  • «Акрополь-ЭМИС»;

  • «Архитектурная мастерская А.Асадова».

 

  «Cити» будет скромнее, чем задумывался

За 14 лет с начала реализации проекта возведены мост «Багратион», некоторые объекты инфраструктуры (в том числе подземной) и лишь четыре небоскреба. Сдача других постоянно переносится. К концу 2010 года обещано закончить еще семь высоток, к 2014 году — еще несколько. От строительства трех башен пока отказались. На месте двух из них планируются многоуровневые парковки.


М-образная башня мэрии получит красную подсветку, а «Меркурий Сити» — золотистое остекление. Фото с www.mon-arch.ru, www. mercury-city.com


Сложности

НЕ ДОБРАТЬСЯ. Арендаторы готового крыла башни «Федерация» добираются к ней с трудом из-за продолжающейся стройки и затянувшегося возведения Северного въезда в «Сити». Проблему облегчит прокладка 1-го Красногвардейского проезда, но для этого надо расселить и снести десяток многоэтажек.

НЕХВАТКА ПАРКОВОК. Когда ММДЦ планировался, предполагалось, что там построят 2,5 миллиона квадратных метров площадей офисов. Потом эта цифра выросла до 4,7 миллиона.

А на парковку запланировано лишь чуть больше 20 тысяч машиномест.

Возможно, частично проблема снимется, если построят паркинги на месте несостоявшихся небоскребов — на участках 17–18 (башня «Россия») и 20 (офисно-выставочный центр).

ДОЛГИ. Mirax Group, застройщик и девелопер башни «Федерация», рискует потерять объект. Башня может перейти Альфа-банку, который сначала выкупил у Credit Suise просроченные долги Mirax Group, а затем через суд добился ареста главных активов «Миракса» (в том числе «Федерации»). В течении полутора лет застройщик должен вернуть банку $250 миллионов.

Аналогичные проблемы и у некоторых других компаний. Еще в июле Высокий суд Великобритании по требованию банка ВТБ наложил обеспечительный арест на активы своих должников, не расплатившихся вовремя по кредитам, — Шалвы Чигиринского и компании Gradison Consultant Inc, в том числе — на участок 24,1 га для башни «Россия».

НЕХВАТКА АРЕНДАТОРОВ. Не меньше четверти готовых офисов в «Сити» пустует.

 

Башня «Россия»

612 метров, 118 этажей

Архитектор — Норман Фостер (Великобритания).
ПЛАН. Задумана как самое высокое здание в Европе. Строительство планировалось завершить в 2012 году.

КОНЦЕПЦИЯ ИЗМЕНИЛАСЬ. В ноябре 2008 года строительство остановлено из-за проблем с финансированием. Зимой 2009 года Фостер закрыл свой российский офис. Московские власти объявили о снижении высоты башни до 200 метров и переносе сроков сдачи объекта на 2016 год.

СТОЯНКА. Весной Александр Кузьмин, главный архитектор Москвы, заявил, что на участке, где хотели строить башню «Россия», построят многоуровневый наземный паркинг на 530 мест.


Несбывшиеся футуристические проекты


Проекты 800-метрового «Ивана Великого» (вверху слева) на фоне Сити и 280-метрового небоскреба-арки там же. Авторы: Александр Асадов, Карен Сапричян, Андрей Асадов, Александр Порошкин, Наталья Порошкина, Дмитрий Зражевский.

Иван Великий третьего тысячелетия. Образ колокольни Ивана Великого — самой высокой постройки средневековой Москвы — появился в проекте «Архитектурной мастерской А.Асадова» как один из трех вариантов застройки 24-го и 25-го участков. Они разнесены на 120 метров, поэтому родилась идея объединить участки общим объемом. Возникла композиция, похожая на Эйфелеву башню, но на двух опорах. На отметке 450 метров опоры соединяются и поднимаются до 800 метров. Конструкция очень устойчива и прекрасно организует пространство, поскольку сквозь здание «проходит» воздух, и оно выглядит легким, несмотря на размеры. На разных высотах — платформы с озеленением, кафе и смотровые площадки для туристов.

 

Третий, утвержденный заказчиком, вариант: пара высоток (200 и 160 м), похожих на крылья бабочки.

Архитекторы Александр (слева) и Андрей Асадовы, отец и сын.

Небоскреб-арка. Полукруглое здание высотой 280 метров — второй вариант застройки участков 24–25, также предложенной «Архитектурной мастерской А.Асадова». Идея: создать подобие триумфальной арки — ворот «Сити». Эта пространственная форма достойно завершает композицию делового центра и смягчает сверхконцентрацию стеклянного леса небоскребов. Проект подробно проработали в НИИ строительных конструкций им. Кучеренко. Архитекторы вместе с Владимиром Травушем, главным конструктром «Сити», сделали конструктивную схему, рассчитали колебания, даже аварийные нагрузки, и пришли к выводу, что здание построить реально. Правда, препятствием было то, что в мире пока никто не производит наклонные лифты.


 Ссылки


Редакция благодарит за помощь в подготовке материала Андрея Асадова, генерального директора
«Архитектурной мастерской А. Асадова» (www.asadov.ru).

Над публикацией работали: Игорь Романенко (текст), Алексей Коньков, Юлия Аделова (дизайн, верстка), Евгений Гладин (фото). 

В предыдущих выпусках: 

В следующем выпуске:


Следите за новостями в Петербурге, России и во всём мире в удобном для вас формате: «Вконтакте», Facebook, Twitter, Telegram, Одноклассники



Лента новостей

Проверь себя

Что делать с "Лахта-Центром"?

Проголосовало: 883

Все опросы…