Культура

Музей колоколов в Измайлово

27 октября 2008 13:19
версия для печати
Интуристы ходят сюда охотнее россиян
Все звонари глухие, но при этом обладают недюжинной силой, чтобы колотить в такую махину, — это стереотипное мнение о людях моей профессии, говорит Константин Мишуровский, один из основателей Музея колоколов в Измайлово.

По его словам, у непосвященных много ложных представлений о звонарях, колоколах и колокольном звоне. Для того чтобы их рассеять, в 2006 году двое звонарей Московского Кремля и храма Христа Спасителя и два экскурсовода создали экспозицию Музея колоколов в одной из башен кремля в Измайлово.

Силы не надо. Нельзя ударять языком колокола слишком сильно: во-первых, действительно можно оглохнуть и надорваться, во-вторых — сломать колокол, и, наконец, распугать всех ужасным шумом, говорит Мишуровский.

Настоящий звонарь должен быть и физиком, и музыкантом. «У колокола есть только одна окружность, куда должен ударить язык, — выступ на внутренней стенке. Звон не требует слишком больших усилий, чаще всего достаточно натягивать веревки под правильным углом», — добавляет Мишуровский.

На экскурсиях немного рассказывают об истории колоколов, в основном показывают различные виды звонов, дают потрогать колокол снаружи и изнутри, осмотреть его устройство и, конечно же, предоставляют возможность позвонить во внутренней учебной звоннице или на колокольне, на самом верху башни.

Музейное обучение. «Наш зал больше похож на класс, в нем действительно проходят уроки для звонарей, здесь мы учили звонить гарвардских студентов, которые звонили на колоколах Свято-Данилова монастыря», — говорит Юлия Москвичева, экскурсовод музея.

Ее задача — приобщить людей к звонарному искусству. В музее для этого много наглядных пособий. В октябре появились пять новых экспонатов.

Экспонаты. «Вот западноевропейская «корона» 17 века», — показывает одну из новинок Мишуровский.

Сам колокол давно разбился, от него осталась только верхняя часть, за которую его крепили к колокольне — «корона».
«А вот редкая вещь, колокол завода майорши Зенькович», — продолжает он.

Этот колокол сделан в Москве, в 19-м веке. В то время в столице было два крупных колокольных производства — заводы Финляндского и Самгина, они были ориентированы на моду того времени и украшали колокола орнаментом и виньетками.
Небольшой завод майорши Зенькович делал колокола, как в 17-м веке, — просто, без украшений, но с хорошим звучанием. Просуществовал он недолго, не выдержал конкуренции, поэтому осталось очень мало «майоршиных» колоколов.

Кроме этого, собрание музея пополнил осколок колокола производства Финляндского и два колокольных языка 19-го века. Почти все предметы в экспозиции — это отслужившие свой срок колокола со всей России.

Иностранцы идут. «Люди приходят разные, кто-то приходит уже с интересом к предмету, а кто-то — просто посмотреть, скоротать время», — говорит о посетителях Мишуровский.

Иностранных туристов колокола интересуют больше, чем наших соотечественников.

Экскурсии музей проводит бесплатно каждые выходные.

Существует он за счет Общества Церковных Звонарей, которое зарабатывает средства подбором и установкой колоколов  в церквях и храмах.

Следите за новостями в Петербурге, России и во всём мире в удобном для вас формате: «Вконтакте», Facebook, Twitter, Telegram, Одноклассники




Проверь себя

Собираетесь ли Вы улучшать свои жилищные условия?

Проголосовало: 274

Все опросы…