Общество

Ущербное страхование

21 августа 2007 12:52
версия для печати
Обязательное страхование на транспорте: устраивает всех, кроме пострадавших

«Я хочу создать прецедент, чтобы авиаперевозчики более ответственно относились к своим обязательствам», — говорит Виталий Юсько из Петербурга. Год назад, 22 августа, он потерял в авиакатастрофе под Донецком дочь, сестру и двух племянников. Сейчас он судится со страховой компанией «Согаз», добиваясь страховой компенсации за смерть близких. Представители компании говорят, что страховали только самолет, а не жизни его пассажиров. Семье Виталия Юсько, как и другим родственникам погибших, после авиакатастрофы предложили компенсацию: 300 тысяч рублей за каждого человека, из которых только 12 тысяч — обязательные страховые выплаты. Виталий подал иск о большей компенсации морального вреда.

  • Обязательно страхуют: пассажиров транспорта, совершающего междугородние поездки.
  • Обязательное страхование не предусмотрено: для пассажиров транспорта, выполняющего пригородные, внутригородоские и международные перевозки.

    Система. Обязательное страхование пассажиров — выгодное дело. При покупке билета на междугороднй транспорт небольшая сумма удерживается с пассажира в обязательном порядке и идет страховщику в виде «страховой премии». Общая сумма таких премий на рынке обязательного страхования пассажиров в 2005 году была 515 миллионов рублей. А объем выплат составил примерно 0,5 процента от этих денег*. Для сравнения: в других видах страхования объем выплат пострадавшим доходит до 55 процентов. Если произойдет несчастный случай, пассажир вправе рассчитывать на выплаты в пределах 12 тысяч рублей. Это максимум, который можно получить по обязательной страховке, которая входит в стоимость билета. Например, для железнодорожных билетов стоимость страховки составляет 2 рубля 30 копеек. Все остальные выплаты пострадавшим — добровольные, их делают (или не делают) власти и компании-перевозчики. «Надо принимать закон об обязательном страховании гражданской ответственности компаний-перевозчиков и увеличивать страховые выплаты», — считает Лариса Сидорова из компании «Современные страховые технологии».

    Что страховали? Большинство авиаперевозчиков при этом самостоятельно страхуют свою гражданскую ответственность. Без этого их самолеты не пустят в Европу. Но при наступлении страхового случая они могут просто умолчать о наличии договора. Так было и с Виталием Юсько: о том, что у «Пулковских авиалиний» был договор с «Согазом», он узнал случайно, на одном из заседаний его показал юрист авиакомпании. По этому договору ответственность за причинение вреда жизни и здоровью одного пассажира составляет уже сотни тысяч долларов. Именно эти деньги Виталий хочет получить со страховщика. Говорит, что борется не за деньги, а за справедливость. И еще его волнует один вопрос: заплатил бы страховщик, если бы в самолете летели не граждане России, а европейцы? В официальном комментарии «Согаза» сказано, что были застрахованы только имущественные риски авиакомпании и никаких договоров страхования жизни и здоровья пассажиров не заключалось.

    Как получить страховку

    • Акт подается в страховую компанию для выплаты компенсации пассажиру, получившему травму или увечье.
    • Обязательно нужно сохранить билет, ведь он фактически является договором страхования.
    • Если пассажир получил травму, то транспортная организация обязана составить акт. Если несчастный случай произошел в поезде, то акт составляет начальник поезда, если на вокзале — начальник вокзала или заменяющее его лицо.
    • Если страховая компания откажется от выплат, то на нее можно подать в суд. Дела на сумму меньше 50000 рублей слушаются мировыми судьями.

    Источник: Максим Столяров, адвокат коллегии «Князев и партнеры»

    Поезд. Ждут страховых выплат и люди, пострадавшие в результате крушения поезда «Невский Экспресс» в Новгородской области. «Окончательный расчет суммы выплат будет произведен по окончании лечения пострадавших, так как сумма выплаты зависит от тяжести травмы и продолжительности лечения», — говорит Ольга Филиппенкова из компании «ЖАСО», страхующей пассажиров РЖД. По ее словам, 12 тысяч не получит никто — такую сумму выплачивают только в случае смерти. Если пассажир сломал руку, то он может рассчитывать на 5 процентов от максимальной суммы — 600 рублей. Значительно больше могут получить люди, которые дополнительно оформили добровольный полис страхования, лимит выплат по которому составляет 250 тысяч рублей. Но, по данным «ЖАСО», таких было всего 24 человека.

    Автобус. Обязательно страхуются пассажиры междугородних автобусных рейсов. Как рассказал Игорь Артамонов из «Группы Автолайн», покупая билет, пассажир оплачивает страховку, стоимость которой — 1 рубль 50 копеек. Лимит выплат при этом составляет 160 тысяч рублей.

    *

    Источник: «Коммерсант»

Следите за новостями в Петербурге, России и во всём мире в удобном для вас формате: «Вконтакте», Facebook, Twitter, Telegram, Одноклассники




Проверь себя

Собираетесь ли Вы улучшать свои жилищные условия?

Проголосовало: 274

Все опросы…