Истории

Уроки секс-просвещения в российских школах: ученики - за, взрослые - против

В конце 2012 года Россия присоединилась к странам, подписавшим Конвенцию о защите детей от сексуальной эксплуатации и сексуальных злоупотреблений. Это означает, что в школах придется вводить уроки по сексуальному просвещению. Эксперты «МР» заявили, что из затеи ничего не выйдет: во-первых, России не нужен заокеанский метод обучения; во-вторых, поборники нравственности не допустят того, чтобы слово «секс» звучало в школьных стенах.

12-летний Александр на вопрос «МР», надо ли преподавать в школах сексуальное воспитание, пожал плечами и сказал, что пока об этом не думал. «Может быть, в  старших классах?» Что именно ребята хотят узнавать на этих уроках - подавляющее большинство объяснить не может. Говорят, что предпочли бы, наверное, что-то вроде советов: как себя вести в разных ситуациях.

Помимо России, Конвенцию о защите детей от сексуальной эксплуатации подписали еще 40 государств, но большинство, в том числе наша страна, пока не ратифицировало. Одним из обязательных условий конвенции является сексуальное просвещение молодежи. Можно ли ожидать уроков по секспросвету от России, где детей настойчиво оберегают от «безнравственности» - вплоть до закрытия интернет-энциклопедий и маркировки телепередач «18+»?

«По статистике, которой я бы с удовольствием не поверил, не будь она опубликована в серьезном научном журнале по психиатрии, российские девочки теряют девственность в 14 с половиной лет, а мальчики – годом старше, - говорит сексолог Игорь Князькин. - У меня самого данные иные: дети обоих полов расстаются с невинностью в первый год после окончания школы. Я уверен, что до этого возраста у подростков сохраняется романтичный взгляд на отношения между полами, так что их можно просвещать, рассказывая про любовь, а не про секс. У некоторых дам, правда, романтическое состояние и к 40 годам не проходит».

Советских детишек начали сексуально просвещать в 1980-е годы, когда появился предмет «Этика и психология семейной жизни». В 90-е каждая школа пустилась - кто во что горазд. Были в том числе и тренинги, специально созданные для помощи несовершеннолетним жертвам сексуального насилия. Корреспондент «МР» в свое время побывал на таком: запомнилось, что девушек учили, как правильно рассказать о произошедшем на следствии и в суде. Как противостоять потенциальному насильнику, особенно если это не человек с улицы, а добрый знакомый, там тоже учили. Излишне говорить, что психологический центр существовал на средства зарубежных спонсоров. 

Как только Россия ратифицирует Конвенцию, секс-просвещение детей станет обязательным: «Каждая сторона принимает необходимые законодательные или иные меры, направленные на обеспечение включения в программы начального и среднего школьного образования информации для детей об опасностях, связанных с сексуальной эксплуатацией и сексуальным насилием, а также информации о способах защиты себя, адаптированной к их развивающимся способностям. Такая информация, предоставляемая, при необходимости, во взаимодействии с родителями, дается в более широком контексте полового воспитания, и в ней особое внимание уделяется ситуациям повышенной опасности, в особенности связанным с использованием новых информационных и коммуникационных технологий».

Таким образом, в школе в обязательном порядке должны появиться уроки, условно говоря, сексуальной безопасности. Как их вести – никто не знает, поэтому эксперты достали на свет божий пособия по организации лекций по секс-просвещению, переведенные в 90-е годы педагогами, ориентированными на западную модель образования. В России своего пророка не нашлось: если подобные книги и были написаны, то издать их не успели. Занятия по сексуальному образованию свернулись очень быстро - в те же 90-е. Родителей возмущало, что детей дошкольного возраста просвещают, что такое мастурбация, младшим школьникам рассказывают, откуда берутся дети, шестиклассникам – что такое петтинг, чем дальше – тем подробнее, в том числе – про однополую любовь.

Елена Тимошенко, мама двоих сыновей и педагог по профессии, будущее нововведение оценивает так: «Я не против возвращения в программу предмета «Этика семейной жизни», его должны вести психологи, которые способны сделать акцент именно на бытовые особенности совместной жизни. Мне довелось изучать этот предмет в колледже, на заре 90-х, у нас его вела прекрасная специалистка, которая, помнится, объясняла девушкам, что к мужу надо относиться как к самому старшему ребенку, и тогда в семье будут мир и взаимопонимание. Но у нас там был сугубо девичий коллектив, а вот как проводить уроки в смешанном, где все друг друга знают, – я с трудом представляю. Мне кажется, ребятам нужен в школе кто-то, кто даст им ответы на вопросы, с которыми они вряд ли пойдут к родителям. Но с ребятами какого возраста этот специалист должен там, в школе, работать? Наверно, только в старших классах, а раньше – не надо».

Между тем, сексолог Игорь Князькин твердо заявил, что ни один здравомыслящий человек не пойдет в школу преподавать сексуальное воспитание - испугается уголовной ответственности: «На лекцию придет какой-нибудь поборник нравственности и объявит, что ты развращаешь старшеклассников. Нет, насмотревшись, как церковники стали у нас заправлять культурой, образованием, воспитанием, я скажу как профессор Преображенский: пусть вам Швондер операцию делает. Пусть священники занимаются сексуальным просвещением, а мне моя свобода дорога как память. Выставки закрывают, музей эротики наш закрыли, детские энциклопедии типа «Книга для девочек» и «Книга для мальчиков» из типографий изымают. Зато насилие по телевизору – пожалуйста, в любое время можно посмотреть, как хороший мент крошит всех подряд из разного оружия. Против этого Церковь не возражает… Ну а если серьезно – то ребенок по мере созревания сам будет удовлетворять свое любопытство и, при хороших родителях, у него все пройдет успешно».

Глава родительского комитета Санкт-Петербурга Михаил Богданов тоже считает, что сексуальное просвещение должно лечь на плечи родителей, и никого другого. «Любую идею по внедрению в школах каких-нибудь основ сексуальной культуры я рассматриваю крайне отрицательно, - заявил отец троих детей. - У нас не то государство, чтобы можно было вести занятия так, как в Америке: надевать презервативы на бананы и так далее. Вы можете себе представить такие уроки, скажем, в Турции? А Россия – многонациональная страна, законы должны быть для всех одинаковы: как для Петербурга, так и для кавказских республик. Нет, я и в европейской России такое воспринял бы очень плохо. Не наш это путь. Но и европейский ли? Вспомните, в Париже полмиллиона человек вышли на демонстрации в защиту традиционной семьи…

Думаю, достаточно той физиологии, которую ребятам преподают на уроках анатомии: там у них научный подход, и есть шансы удовлетворить свое любопытство. Нововведения, да еще по западным лекалам, никак не способны упрочить фундаментальные знания, потому что покоятся вовсе не на них, а на каких-то недавних разработках, не доказавших свою научную состоятельность. Пусть детей защищают от насилия – я не против, но нельзя при этом подрывать традиционные ценности в угоду каким-то новомодным, а любовь, особенно юношеская, - одна из таких ценностей».

Стоит отметить, что ратификация Конвенции – процесс затяжной, и тут многое зависит не от России, а от других стран, которые тоже ищут более взвешенный подход. Так что время на подготовку приличной учебной программы у нас есть.

share
print