Истории

Безобразная навигация Петербурга: почему в городе так легко потеряться

Навигация Петербурга – таблички с номерами домов, уличные карты, программы для смартфонов – не становится удобней. Наоборот – все больше запутывается с каждым годом. От этого страдают не только туристы, но и местные жители.Как решить эту проблему?

«Я в Петербурге недавно и подрабатываю курьером: развожу лекарства, которые людям привозят из-за границы, потому что у нас их почему-то не продают, - рассказала студентка по имени Марина. – Карта с маршрутами у меня есть, проезд оплачивают, вроде бы можно легко добираться из точки А в точку В. Но тут вдруг выясняется, что на карте не обозначены маршрутки. А потом – что они меняют номера. Недавно вот было: позвонила клиенту, сам он на маршрутках не ездит, только на машинах, он сказал, что, кажется, возле их дома ходит тэшка номер 165, я ее ждала, так и не дождалась. В общем, пришлось покупателю за своим лекарством на машине ехать».

У дизайнеров и градостроителей свои претензии: их давно раздражает разнокалиберность табличек на домах. Если бы они хотя бы отличались от района к району. Скажем, едешь по Дунайскому проспекту, видишь, что таблички из белых стали синими – ага, значит, уже переехал из Московского района во Фрунзенский. Только Кронштадт может похвастать эксклюзивными табличками: там на них значатся старое и новое названия улиц.

«Хорошая табличка с названием улицы – та, что видна с противоположной стороны улицы, в темноте, не заслоняется сосульками, и содержит информацию не только о номере дома, но и о соседних, – говорит сотрудница российско-германского коммуникационного агентства Damm und Landl Екатерина Сотникова. - В идеале таблички должны выглядеть так: 7911. То есть дом номер 9, а соседние: седьмой – слева, 11-й – справа. Или 1923. Дом номер девять, начало квартала слева, конец квартала с последним номером дома 23 – справа. Такие таблички у нас есть, но не везде. Еще желательно, чтобы номер дома был не на плоской табличке, а на треугольнике, тогда его будет видно еще от соседнего дома.

Все это наши городские дизайнеры знают, но почему-то не применяют. Лично меня больше всего удивляет, как у нас в центре стоят указатели: метро – туда, музей – сюда. Они стоят на самом краю перекрестка, значит, чтобы прочитать, нужно выходить на проезжую часть. Я понимаю, что у города свои особенности, в культурной столице таблички не должны выглядеть кричаще. В преддверии 300-летия были заказаны очень стильные таблички под старину, кстати, удобные, потому что «треугольником». А потом стали заменяться на какие попало, и, например, в Биржевом переулке я видела на соседних домах разные таблички – ну куда это годится? То же можно сказать про буквы «М», обозначающие метро, в двух шагах друг от друга две разные буквы: закругленная и прямая. Мы-то знаем, что они означают, а гости города – нет. Излишне говорить, что в американском метро еще при подходе к станции видно по литерам, к какой ветке станции относятся, а у нас этого нет. (Неактуальное требование для Петербурга, поскольку станции у нас отстоят друг от друга на километры, а в других городах находятся в прямой видимости - «МР»).

Я изучила множество петербургских карт. Туристическую карту, которую можно получить в инфоцентре. Велосипедную карту, которую создали несколько энтузиастов-велосипедистов, но увы, она так и не завоевала популярность. Карту пеших прогулок с аудиогидом, про которую знают и вовсе единицы. Мне кажется, нам следует учесть опыт зарубежных картографов и, например, отмечать тихие улицы, пригодные для гуляния, курсивом, магистрали жирным шрифтом и т.п. Про расписания автобусов надо отдельно поговорить. Как можно ориентироваться в городе, где на остановках висят таблички с номерами транспорта, который тут ходит, но начало и конец маршрута не указаны? Почему, когда грузишь карту на телефоне, она не может повернуться так, как тебе надо, в соответствии со сторонами света? Очертания Петербурга – это такой же бренд, как и его архитектура. Карта – с изломом Невы, островами - может быть очень узнаваемой, но на этом почему-то никто не хочет играть».

Получается, что хуже всего в нашем городе себя чувствуют приезжие граждане без смартфонов. Допустим, в информационном центре можно получить специальную сим-карту гостя, вставить ее в устройство… Пользоваться картой и даже навигатором ты сможешь, а вот с общественным транспортом наверняка возникнут проблемы, потому что даже специализированные «маршруточные» сайты не сразу сообщают информацию об изменениях маршрутов или их отмене.

«Меня как автомобилиста больше всего раздражают таблички с указаниями улиц, которые невозможно прочитать, - говорит Павел Никонов, директор бюро межевания городских территорий. – Во-первых, их мало: должны быть на каждом перекрестке, а на самом деле – их меньше половины. Во-вторых, они низко висят. В-третьих, их заслоняют припаркованные автомобили. Да и с другими объектами навигации дело обстоит очень плохо. В нашем городе с такими вроде бы прямыми улицами – и так легко заблудиться. Особенно в спальных районах. Город плоский, значит, за рельеф не зацепишься. Архитектура в спальных районах однообразная, даже безликая. Улицы такой ширины, что номер дома с противоположной стороны не заметишь. Приезжаешь из другого района – и сразу теряешься».

share
print