Город

Нужны ли петербуржцам экомобили за 15 млн в год

30 января 2013 10:49 Надежда Куликова
версия для печати
Пять лет назад в Петербурге появился первый в стране экомобиль – машина, собирающая опасные отходы. В 2013 году город имеет на балансе два экомобиля и три стационарных пункта - за это удовольствие мы платим 15 млн рублей в год из бюджета. «Мой Район» посмотрел, стоит ли овчинка выделки.
Нужны ли петербуржцам экомобили за 15 млн в год Фото: Сергей Николаев/Дмитрий Кутиль

Экомобиль в Василеостровском районе пришлось поискать. Белый фургон с непривычной аэрографией - шина, термометр и таблетки - прятался на выезде из двора на 12-й линии, 7. «Место не очень удобное, - поделился экспедитор, - но такое уж согласовали». За полчаса, пока мы общались, сдать опасные отходы никто из горожан не пожелал. То ли мороз понизил градус сознательности, то ли время - с 18:30 до 19:00 в будний день.

«Холод людей напугал, - говорит экспедитор Сргей Штолин. – Бывает, 30 человек за раз приходят. Особенно спальные районы активные». Сергей - начальник испытательной физико-химической лаборатории ГУП «Экострой». Оценивает, как улучшить работу.

В Петербурге всего два экомобиля. Они курсируют каждый день по специальному графику, заезжают в Зеленогорск, Сестрорецк, Ольгино. Экипаж - водитель и экспедитор - меняется каждые две недели. «Мы учились, как обращаться с опасными отходами, корочки получили, - говорит водитель Автандил Мамаладзе. - За вредность нам не платят».

В фургоне несколько контейнеров - для батареек, просроченных лекарств, люминесцентных ламп, ртутных термометров. Сюда можно сдать старые аккумуляторы, оргтехнику, покрышки, бытовую химию, лаки и краски. Все это везут на сортировочную базу. Батарейки, рассказывает Сергей Штолин, затем отправляют на Урал. Ртуть, химию, масла перерабатывают в Петербурге. Часть отходов закапывают на полигоне Красный бор.


фото: Сергей Николаев.
 

Отходы, маркированные перечеркнутым мусорным контейнером, не должны поступать на обычные полигоны. Тяжелые металлы, включая ртуть и свинец, и хлорорганические соединения вместе с атмосферными осадками попадут в почву и воздух, навредив здоровью людей.

Чаще всего петербуржцы сдают градусники, батарейки, лекарства. В ноябре за выходные собиралась целая машина покрышек. Некоторые норовят всучить макулатуру, лампы накаливания и пластиковые бутылки. Вопросы тоже бывают неожиданными: «А вы для чего это делаете? А сколько вы заплатите? А наркотики принимаете?» Есть и постоянные клиенты. Девушка на Петроградской стороне сама уже может работать в экомобиле – настолько хорошо стала разбираться в вопросе. На Большой Зеленина регулярно приходит телеведущий Кирилл Набутов. Самые активные - студенты и старики.

Чтобы люди начали думать об экологии, требуются годы – уверен Сергей Штолин. Пока не все даже знают о возможности сдать опасные отходы. «Стояли тут на Петроградской. Видим - мужик несет выбрасывать монитор. Я ему: «Давай к нам!» - А он: «Вы кто?», - рассказывает Автандил Мамаладзе. А когда разбросали листовки в почтовые ящики на Светлановском проспекте, к экомобилю на следующий день выстроилась очередь.

Экомобили перешли на регулярный режим работы во всех районах города с 2010 года. С сентября 2012-го к ним подключились три стационарных пункта - они стоят на одном месте 2,5 месяца, затем перемещаются в другой район.
Стоимость одного пункта, который состоит из вагончика, комплекта оборудования и прицепа-платформы – 865 тысяч рублей. Обслуживание - 260 тысяч рублей в месяц.
Обслуживать экомобиль выходит дороже - около 340 тысяч в месяц. Все удовольствие оплачивается из бюджета Петербурга. В 2012 году на эти нужды выделено порядка 15 млн руб.

Результатами «экологического эксперимента» Комитет по природопользованию и охране окружающей среды доволен. За 2012 год 66,7 килограммов ртути, более трех тонн лекарств и химических отходов не попали на свалки. С середины 2013 года планируется открыть еще два стационарных пункта приема опасных отходов. Кроме того, появится сеть терминалов для приема энергосберегающих ламп, батареек и ртутных термометров. Идут переговоры со школами, домами творчества и крупными торговыми сетями.

Дмитрий Артамонов, руководитель «Гринпис» (СПб): «В этом плане Петербург – один из продвинутых регионов, в других областях вообще нет возможности бесплатно сдать опасные отходы. Важна динамика - стали ли люди сдавать больше? Насколько я знаю, она есть, хоть и невеликая. Но все развитые страны начинали с малого. Другой важный момент - законодательный. В Европе любой магазин, который продает батарейки и люминесцентные лампы, обязан принять их после использования. У нас нет такой ответственности. Более того, магазины международных сетей в Петербурге отказались от этой идеи – слишком сложно хранить, перевозить и т.д. Хорошо, что хоть что-то действует. Но нельзя на этом останавливаться. Надо развивать раздельный сбор мусора. Современный пластик, загоревшись, тоже крайне опасен на свалке, и должен идти в переработку».

ЧТО ДЕЛАЮТ С ОТХОДАМИ

Ртутьсодержащие приборы утилизируются на спецучастке ГУП «Экострой».
Люминесцентные и энергосберегающие лампы обезвреживаются путем демеркуризации (очищения от ртути). Далее стеклобой – поступает на свалку, алюминиевые цоколи сдаются для дальнейшего использования, шлам (лом и отходы, ртуть из которых выделить невозможно) – заваривается в стальной контейнер и размещается на спецполигоне «Красный Бор».

Покрышки уходят на предприятия, производящие резинотехнические изделия. Из них делают новые автопокрышки, водоотталкивающие покрытия для крыш, шпал и подрельсовых прокладок. Напольные коврики, подошвы, колеса для колясок - все это производится из переработанных шин. Крошка добавляется и при укладке дорожного полотна, есть она и в прорезиненных покрытиях спортивных площадок.

Оргтехника разбирается на вторичные ресурсы (лом и отходы печатных плат, пластиковая крошка, цветной металл), которые идут в переработку, и обычные промышленные отходы.
Из отработавших аккумуляторов сливается электролит (он поступает на полигон «Красный Бор»), а корпус и пластины перерабатываются. Свинец идет на производство новых аккумуляторов.

Отходы бытовой химии, химические вещества и лекарства нейтрализуют до менее опасных соединений и размещают на полигоне «Красный Бор».
Батарейки раньше прятали на полигоне «Красный Бор». Сейчас отправляют на Урал. Там на заводе из них выделяют металлы и порошок. Никель, свинец идут на переплавку.

Итоги работы трех стационарных пунктов (С 1 сентября 2012 по 20 декабря 2012). Источник: Комитет по природопользованию

Лампы люминесцентные, шт.    4664
Лампы энергосберегающие, шт.    5035
Термометры медицинские и прочие ртутные приборы, шт.    1471
Батарейки, шт.    27054
Оргтехника, кг    1203
Лекарства, кг    547
Аккумуляторы, в т.ч. авто, кг    149
Бытовые приборы, кг    528
Химические отходы, кг    385
Ртуть, кг    66
Покрышки, кг    223
Отработанные масла, л    197

Итоги работы «Экомобилей» за 2010-2012 гг.
                                                                      2010    2011     2012

Лампы люминесцентные, шт.                            3965     8481     8358
Лампы энергосберегающие, шт.                         1561     6268     12173
Батарейки, шт.                                                16699  42949     76756
Термометры и прочие ртутные приборы, шт.     1241     1901      2683
Аккумуляторы, в т.ч. автомобильные кг              292       713      563,5
Бытовые приборы, кг                                         275       372       1003
Ртуть, кг                                                              3         18        16,5
Лекарства, кг                                                      37       463         765
Химические отходы, кг                                        91      1279       1512
Покрышки, кг                                                  165,5      3326       5838
Оргтехника, кг                                                   281      5396      7602
Отработанные масла, л                                         -         209      200,5

Справка «МР»

Стационарные пункты начали работать с 21 января. До 31 марта их можно найти:
- у метро «Рыбацкое» (ул. Тепловозная, пересечение с Прибрежной ул., со стороны рынка), телефон экспедитора: +7(921)888-31-09.
- Колпино, ул. Пролетарская, д.36, у ТРК «Меркурий», телефон +7(921)888-31-04.
- Витебский пр., 41 корп. 1., тел. +7(921)888-31-07.
С 10:00 до 20:00, до 31 марта.

Два экомобиля работают ежедневно. В будни – с 18:00 до 20:30, в выходные – с 9:00 до 19:00. Стоянка длится час. График и адреса - на сайте
Если вы не обнаружили «экомобиль» на месте - звоните: +7921-897-37-95; +7921-897-38-29 – вам подскажут, где экспедиторы припарковались.

Если вы не можете доставить к экомобилю крупногабаритные опасные отходы (например, старый телевизор или холодильник), звоните по телефону 232-02-62 или 232-54-28, экспедиторы постараются включить в маршрут экомобиля ваш адрес.

Что можно сдать:
•    люминесцентные и энергосберегающие лампы,
•    ртутные термометры,
•    батарейки,
•    разрядившиеся аккумуляторы,
•    оргтехнику, бытовую технику
•    автопокрышки (не более четырех штук),
•    бытовую химию,
•    лаки и краски,
•    лекарства с истекшим сроком годности

Если разлилась ртуть:
Телефон аварийной службы: 328 80 69.

Следите за новостями в Петербурге, России и во всём мире в удобном для вас формате: «Вконтакте», Facebook, Twitter, Telegram, Одноклассники



Ранее по теме

Лента новостей

Проверь себя

Что делать с "Лахта-Центром"?

Проголосовало: 842

Все опросы…