Истории

Университет купит мебель за 143 млн, а комитет Смольного - систему ОБЖ за 332 млн

Горный университет все-таки закупит для своих студентов мебель из новозеландской сосны на 143 млн бюджетных рублей. И вопреки жалобам Федеральной антимонопольной службы Комитет по информатизации Смольного обзаведется сложной «системой обеспечения безопасности жизнедеятельности» за 332 млн, в которой также некоторые эксперты видят признаки коррупционного распила. А что проверяющие органы? Все, что им остается - публично и эмоционально негодовать.


Напомним, в ноябре 2012 года Горный университет, ректором которого является руководитель предвыборного штаба Владимира Путина, близкий друг президента Владимир Литвиненко, заказал для своих общежитий мебель из элитной новозеландской сосны. А именно: 1300 полуторных кроватей, столько же прикроватных полок и тумб, 351 четырехдверных и 292 двухдверных шкафа, а также 620 трюмо с зеркалом на общую сумму 143,5 млн рублей. В техническом задании на сайте госзакупок оговаривалось, что мебель должна быть выполнена из массива сосны, то есть не иметь сучков и зазубрин. Для шкафов, впрочем, допускалась облицовка шпоном (тонкими листами) редкой сосны.

На производство мебели отводились сверхкороткие сроки. Предполагалось, что 50% изделий будут доставлены в общежития Горного не позднее 29 декабря 2012 года. Вторая половина – до 15 января 2013. Три общежития расположены на Васильевском острове (21 линия, дом 2, Наличная улица 28/16 и 46), одно в Кировске Мурманской области и все четыре – настолько далеко от Новой Зеландии, насколько это вообще возможно. Юристы проекта «Роспил» посчитали, что итоги конкурса могут быть предопределены и направили соответствующую жалобу в Федеральную антимонопольную службу, которая в декабре отменила скандальный конкурс.

В Управлении ФАС по Петербургу справедливо заметили, что если необходимого количества мебели указанной конфигурации нет на складе, произвести ее меньше чем за месяц невозможно. Бизнес Горного университета, поставщика мебели ООО «Альянс-групп» и новозеландских лесорубов оказался под угрозой. Пока в дело не вмешался Арбитражный суд нашего города и не выписал 26 декабря 2012 года загадочное «определение об обеспечительных мерах», с которым можно познакомиться на сайте суда.

Судья Буткевич фактически отменяет решение ФАС и соглашается с аргументами Горного: «Университет не сможет иметь возможность заселить общежитие к следующему семестру, в связи с чем Университет вынужден будет нести дополнительные траты на размещение студентов и аспирантов» (цитата по документу). Поэтому, считает судья, вуз имеет право заказывать мебель из любой, даже самой экстравагантной сосны, которую найдет в природе.

Истинный смысл документа раскрывается на сайте антимонопольного ведомства. Эмоциональность подчеркивает драматизм ситуации, столь откровенного публичного «наезда» одной ветви власти на другую в новейшей истории Петербурга еще не было:

«О чудо! Арбитражный суд Петербурга не просто приостановил действие предписания (направленного ФАС – прим. «МР») до судебного решения, но и вовсе отменил его действие <…>. Таким образом, суд позволил заключить контракт Горному университету по максимальной цене с «нужным» подрядчиком, тем самым лишив какого-либо смысла дальнейшие судебные разбирательства. Действительно, зачем нужны торги, если Горный университет, а также, по-видимому, и Арбитражный суд знают, как самым «эффективным» способом потратить миллионы рублей налогоплательщиков? Зачем искать подрядчика, который сделает и лучше, и дешевле? Это совершенно «неэффективное» занятие!»

Политолог Александр Конфиссахор не удивлен, что Горный университет оказался сильнее федеральных контролирующих органов. «Горный – это государство в нашем городе. Финансово эта организация была успешна даже в 90-е годы, и сейчас остается силой, с которой все считаются, учитывая вес и авторитет его ректора Владимира Литвиненко. ФАС, тем более Арбитражный суд, должны действовать четко в правовом поле, не допуская эмоциональной публичности в своей работе. Иначе будут анализироваться не факты нарушений, а отношения между людьми и организациями», – предостерег политолог.

«Красивый текст – это инструмент пиара Федеральной антимонопольной службы в условиях, когда она давно не выигрывала громких дел, – считает политолог Дмитрий Солонников. – Контролирующие органы, когда хотят добиться конкретного результата, применяют юридические рычаги, законные регламентные методы воздействия. Такие рычаги есть всегда, в том числе на Арбитражный суд. Горный университет в совокупности с судьями обладает большим влиянием, чем ФАС, и последней ничего не остается, как идти по пути Счетной палаты, которая несколько лет выдает подобные заявления, скажем, в отношении исполкома Российского футбольного союза».

Кроме того, в обращении ФАС даются ссылки на другие «определения об обеспечительных мерах», выданные арбитражным судом в 2012 году. Они касаются Комитета по информатизации и связи правительства Петербурга. Портить отношения со Смольным в контролирующем органе, по всей видимости, не захотели, объяснять, в чем суть претензий к комитету – не стали. Речь идет о покупке «автоматизированной информационной системы обеспечения безопасности жизнедеятельности на территории Красносельского района Петербурга» стоимостью 332 млн рублей. Что конкретно представляет собой эта система, в закупке и сопутствующих документах объясняется весьма туманно.

Впрочем, главная претензия проверяющих органов к комитету – необходимость наличия у потенциальных участников конкурса «лицензии на телематические услуги связи», которая существенно ограничивает доступ к конкурсу частных компаний. Судебное разбирательство по этому поводу состоится 30 января в помещении Арбитражного суда.
 

share
print