Общество

Как правильно путешествовать из Петербурга автостопом

31 января 2013 10:55 Нина Астафьева
версия для печати
Мода на автостоп в Петербурге никуда не исчезла, но понесла некоторые изменения. Во-первых, у людей постарше и посолиднее появилась привычка сочетать автостоп с бюджетными авиаперевозками. Во-вторых, с развитием интернета пропала необходимость платить за ночлег или таскать с собой палатку. В-третьих, стопперов выживают с крупных магистралей, и теперь они ловят машины на заправках. О новых правилах дешевых путешествий «Мой район» поговорил с матерыми автостопщиками.
Как правильно путешествовать из Петербурга автостопом Фото: flickr.com ( xcorex)/Дмитрий Кутиль

«Для нас трехнедельная поездка по Европе обошлась в 30 тысяч рублей, при том, что мы ни в чем себе не отказывали, - вспоминает опытная путешественница Надежда Пьянкова. – Ходили в Диснейленд в Париже, в секс-театр в Амстердаме, пили вино. Маршрут у нас был такой: маршрутка в Финляндию, в Тампере (маршрутка – потому что боялись опоздать на самолет). Перелет до Бремена. И дальше - автостоп: Германия, Нидерланды, Бельгия, Франция, Испания, Италия. Потом от Милана до Лаппеенранты самолетом, и автостопом – домой». Жить Наде с попутчицей, благодаря системе каучсерфинга, удавалось в частных домах и квартирах – у людей, с которыми заранее договорились по интернету. Поэтому за проживание не платили.

Но использование бюджетной авиакомпании заставляет, например, отказаться от багажа, потому что в разрешенную ручную кладь – 8 кг – та же палатка не поместится. Багаж автостопщика – это не только удобная обувь, но и куски ватмана, на которых придется писать маркером «Амстердам» или «Берлин», и идти с этим плакатом на трассу. А еще – яркие блузки, чтобы было видно издалека, GPS-навигатор. Остальное не так важно.

Дорога на Восток отличается по условиям и по методам освоения от дороги на Запад. Людей, которые автостопили по Европе, в Петербурге тысячи, тех, кто добрался до Китая – десятки.

«Начинать путь в Петербурге – занятие неблагодарное, - говорит автостопщик Игорь. – Во-первых, тут уже все изъезжено: скучно. Во-вторых, машин много, но в нужном тебе направлении едут единицы. Ну вышел ты на Приморское шоссе – из 50 остановившихся по твоему сигналу машин 30 едут на дачу, 10 – в Выборг и Зеленогорск, и только один действительно обещает довезти до финской границы. Нет, до границы правильнее искать попутчика дома, в интернете.

Мне не понравилось путешествовать по России. Индустрия еще неразвита, в сети попутчика не найти, на трассе строишь с плакатом – никто не понимает. А главное – почти нет объездных дорог вокруг городов, за исключением Петербурга, Москвы, Омска и еще нескольких городов. Это значит, что машина может довезти, например, до Екатеринбурга, ввезти внутрь и оставить там. А из Екатеринбурга на восток выбирайся, как хочешь. То есть ты жалкие 20 километров будешь ехать на трех машинах: до города, внутри города и после - прежде чем попадешь на нормальную трассу. Но поскольку перелеты в России дороги, скомбинировать автобус-самолет не удастся.

Кстати, до Китая правильнее всего ехать через Казахстан, хотя я знаю людей, которые пытались попасть туда через Монголию. Но застряли там капитально. Сам я привык пешком переходить границу с Эстонией и не знал, что обе казахские границы - с Россией и Китаем – можно пересекать на машинах, а пешком или на велосипеде нельзя. То есть лучше искать машину, которая едет не до границы, а именно за границу. Или просить, чтобы тебя там кто-нибудь перевез.

Китай сейчас сделал ставку на железнодорожные перевозки, поэтому автодорог там мало: на карте есть, а в реальности это не дорога, а не пойми что. Меня заранее предупредили, что тут проехать 300 километров в день – уже счастье, в то время как в Скандинавии пересечь за день Швецию и половину Норвегии - норма. С другой стороны, если сможешь понравиться местному полицейскому – скорее всего, он остановит ради тебя автобус, посадит в салоне, и ты приедешь, куда тебе надо».

Очереди на границах - это российско-украинское, российское-эстонское, российско-финское, белорусско-польское  и украино-румынское явление. В общем, не такое уж частое. Поэтому все автостопщики высмеяли предложенный корреспондентом «МР» прием: достичь границы, прийти в начало очереди, оставив благодетеля в конце, и там уже найти себе другую машину.

Главный сайт автостопщиков – hitchwiki.org: опытные путешественники посещают его ради карт. Если уж искать себе попутчика, то не через русскоязычный сайт avtostopom, где, в основном, резвятся жители Украины, а именно здесь. И все-таки настоящий автостоп – это поездка с проверенным другом (девушкам вообще не рекомендуется путешествовать в одиночку) на непроверенной машине. Это с владельцем жилья надо знакомиться заранее, а машины все ловят на трассе, а вернее – на АЗС.

«Главное, что требуется от путешественника, - знать на всех языках, как будет «бензозаправка». К счастью, найти их будет нетрудно, потому что в картах навигаторов они обозначены, - продолжает Надя. - Сейчас любой автостопщик путешествует от заправки до заправки. Это миф, что в Италии и Франции с вами не будут говорить на английском, просто растопить сердце француза, говоря на его родном языке, куда проще. Помню, как ехали по Италии, причем, целый день, и с шофером разговаривали таким образом: я спрашиваю по-английски «вы родились в Италии или Румынии?» Он отвечает: да, я тут работаю уже десять лет. А родились где, спрашиваю. Нет, все время работал водителем, говорит итальянец. Но с улыбкой до ушей, с очень понятной жестикуляцией, так что мы прекрасно провели время.  

Надо четко запомнить, на какой заправке проситься наружу, потому что если водитель ее проскочит, он, может, и захочет вернуться назад – но, скорее всего, уедет в итоге в то же место, откуда вас взял. Это типичный случай. Остановиться на трассе он не может – запрещено. Тем более – высадить человека. Значит, если нужно из Бремена попасть в Амстердам, то сначала смотришь на карте, какая трасса туда ведет, потом – какие там заправки, а уже после этого пишешь на плакате название трассы и идешь искать машину. Доехал до нужного места на трассе, то есть до последней АЗС перед той, где ваши пути расходятся, выходишь. В половине случаев мы ездили на легковушках, в половине – на грузовиках. В принципе, английского языка хватает для общения.

Самый приятный автостоп – во Франции: там ждать почти не приходилось. Семейная пара, которая нас везла, завернула специально в Лион, хотя ей было не по пути. В Германии было бы неплохо, но вдруг оказалось, что там у людей нелады с английским. В Испании ждать попутку пришлось дольше всего. Но там нам повезло: не пришлось машины менять, и мы на одной доехали точно из пункта А в пункт В.

Иногда ожидание затягивалось, так что в нужный город мы попадали ночью, и являться к хозяевам, с которыми договорился насчет каучсерфинга, было неудобно. Приходилось ждать утра. Некоторые дома были без хозяев – те сами в это время путешествовали по принципу обмена жильем, и тогда мы находили ключ в условленном месте».

В Петербурге регулярно проходят встречи мастеров автостопа, лекции и мастер-классы. На данный момент активных автостопщиков в Петербурге – около ста человек.

Следите за новостями в Петербурге, России и во всём мире в удобном для вас формате: «Вконтакте», Facebook, Twitter, Telegram, Одноклассники



Ранее по теме

Лента новостей

Проверь себя

Что делать с "Лахта-Центром"?

Проголосовало: 893

Все опросы…