Город

История сквота на Варшавском: все важное в конфликте между градозащитниками и застройщиками

5 февраля 2013 18:06 Нина Астафьева
версия для печати
Закончилось противостояние сквотеров-анархистов и градозащитников с частными охранниками и полицией: борьба за исторический пакгауз Варшавского вокзала привела в больницы и отделы полиции. Будущее здания туманно: если его историческая ценность доказана, значит, могут сохранить, но окружить высотными домами. Но градозащитники помнят, что рядом только что снесли другой пакгауз, потому и боятся, что и второй последует за первым.
История сквота на Варшавском: все важное в конфликте между градозащитниками и застройщиками Фото: Trend/Дмитрий Кутиль

Справка

 

Второй пакгауз Варшавского вокзала был построен в 70-х годах позапрошлого века и представляет собой типичный памятник дореволюционной промзоны. Площадь - 15 на 200 метров, материал - красный кирпич, сохранность - хорошая, архитектор неизвестен. Расположение - к юго-востоку от «Варшавского экспресса». Основное преимущество «исторической промзоны» - ее непохожесть на современные жилые здания. Так «Моему району» заявили все опрошенные эксперты.

Его защитники - молодые люди студенческого возраста (впрочем, одному из участников столкновения, который предположительно получил черепно-мозговую травму, уже исполнилось 42). Большинство сквотеров, тем не менее, студенты, у которых каникулы, или люди без определенных занятий. Правозащитники отмечают, что многие были похожи на маргиналов, особенно так называемые анархисты.

Охрана пакгауза была построена по принципу флешмоба или недавней «снежной битвы»: то есть место и время операции известно, а состав группы - нет. Прийти и встать на пост мог каждый, кто прочитал в социальной сети объявление. Соответственно, состав участников был неясен даже организаторам сквота.

 

История конфликта

 

  • В 2008 году ЗАО «Желдорипотека» заявило о намерении распродать свои земли, на которых ранее располагались подъездные пути к Варшавскому вокзалу. Участки раскупали разные фирмы: тот, на котором стоит пресловутый пакгауз, достался холдингу «Адамант». Четыре года назад проект одобрили на градсовете.
  • Первым принесли в жертву музей железнодорожной техники: он переехал с тыла Варшавского вокзала в тылы Балтийского. В январе начали разрушать пакгаузы: первый пал 11 января.
  • Градозащитники встревожились и заказали экспертизу, желая доказать, что здания, похожие на замки, имеют историческую ценность и разрушаться не должны.
  • В начале января активисты группы «ЭРА»  разместили в пакгаузе фотовыставку «Утраченные здания Петербурга» и заявили, что не собираются покидать это место. Потом планировали открыть в пакгаузе каток и провести концерт.
  • Все это застопорилось из-за внезапного отключения электричества: хозяева земли начали выживать сквотеров. Тем временем к градозащитникам присоединились анархисты, и на крыше здания появился пиратский флаг, знакомый горожанам после схожей акции с захватом крейсера «Аврора».
  • В конце прошлой недели в пакгауз зачастили сотрудники ЧОП. По словам одного из активистов Кирилла Попова, частные охранники представлялись полицией, но их внутрь не пустили.
  • Во вторник ЧОПовцы заявились уже с настоящей полицией и стали ломать стену. Затем, по словам очевидцев, к ним подключился ОМОН. Противостояние длилось с 4 часов дня и разрешилось к 9 вечера. Захватчиков здания в количестве 19 человек вытащили наружу и отправили – двоих в больницу, остальных – в ближайшие отделы полиции.
  • Ночью стало известно, что административными протоколами «пираты» уже не отделаются: против одного из них собираются возбуждать дело об угрозе убийством. Дело в том, что в арсенале сквотеров были и газовые баллончики и один травматический пистолет, который владелец приставил к голове ЧОПовца. Еще никогда защита архитектурных ценностей в Петербурге не разворачивалась в условиях, столь приближенных к боевым.

 

Градозащитники против застройщиков: суть конфликта

 

Стоит отметить, что градозащитники из «Живого города» или ВООПИК охраной пакгауза не слишком озаботились. В Петербурге порядка 10 тысяч объектов (жилых и нежилых домов, мостов, перспектив, зеленых зон), которым требуется внимание общества и охрана от преступных посягательств. Это естественно, что у серьезных градозащитных структур времени на все не хватает.

Участок, на котором ныне размещается 2-й пакгауз, достался холдингу «Адамант». Кому принадлежал первый пакгауз, точно неизвестно, но его недавно снесли. Еще один барак, закрепленный за «Почтой России», в конце прошлого года сгорел. Немудрено, что градозащитники тревожатся за судьбу самого большого объекта на  «заваршавских» территориях. ВООПИК успокаивает: здание проходит экспертизу, которая вот-вот даст свое заключение и, скорее всего, причислит сооружение к вновь выявленным памятникам архитектуры. Конечно, не федерального, а городского значения.

Но если вспомнить судьбу дома Рогова, который сначала обеспечили охранной грамотой, а потом снесли, то волнение градозащитников понятно. Вообще история с пакгаузом показала, что градозащитное сообщество раскололось: радикалы призвали на помощь анархистов и стали действовать на грани фола, то есть устроили захват. В результате - стычки с полицией и не только административные, но уголовные дела.

Почему же активисты (сначала - из группы ЭРА, потом примкнувшие к ним энтузиасты) так ухватились именно за это здание?

Версия первая. Выбрали объект по принципу «легко забраться» и «там тепло». В то же время на той же территории, правда, выкупленной другими застройщиками, есть еще более ценное здание - бывшая малярная мастерская. Она находится на западном участке и примыкает к бывшему железнодорожному музею. Дело в том, что ее, в отличие от пакгауза, сняли с охраны еще в 2007 году, когда проектировали улицу – дублер Московского проспекта. Это здание имеет такую же историческую ценность, но его не защищают.

Версия вторая. Пакгауз - на земле «Адаманта», а не других застройщиков, а у активистов к холдингу какие-то свои претензии.

Версия третья. Пакгауз отлично годился для креативного применения - то есть организации в нем катка, что давало шансы привлечь на защиту больше людей. Маленькие полуразрушенные здания защищать неинтересно. 

Четвертая. Активисты не знали, что по поводу пакгауза заказана экспертиза или не верили в ее результаты. А также - сомневались, что «окончательная бумага» поможет выстоять против лома.

Несмотря на то, что власть в пакгаузе перешла в руки ЧОПа, в его судьбе пока ничего не изменилось. К примеру, холдинг «Эталон ЛенСпецСМУ», осваивающий соседний участок, заявил, что все исторические постройки сохранит. Правда, в пакгаузе в минувшую ночь появилось несколько новых дырок... Но все равно из всех зданий бывшего вокзала он - один из самых крепких. Жаль будет, если сравняют с землей, не дожидаясь экспертизы.

Фотогалерея

  • Фоторепортаж: «Сквот на Варшавском вокзале. Разгон»
  • Фоторепортаж: «Сквот на Варшавском вокзале. Разгон»
  • Фоторепортаж: «Сквот на Варшавском вокзале. Разгон»
  • Фоторепортаж: «Сквот на Варшавском вокзале. Разгон»
  • Фоторепортаж: «Сквот на Варшавском вокзале. Разгон»
  • Фоторепортаж: «Сквот на Варшавском вокзале. Разгон»
  • Фоторепортаж: «Сквот на Варшавском вокзале. Разгон»
  • Фоторепортаж: «Сквот на Варшавском вокзале. Разгон»
  • Фоторепортаж: «Сквот на Варшавском вокзале. Разгон»
  • Фоторепортаж: «Сквот на Варшавском вокзале. Разгон»
  • Фоторепортаж: «Сквот на Варшавском вокзале. Разгон»
  • Фоторепортаж: «Сквот на Варшавском вокзале. Разгон»
  • Фоторепортаж: «Сквот на Варшавском вокзале. Разгон»
  • Фоторепортаж: «Сквот на Варшавском вокзале. Разгон»
  • Фоторепортаж: «Сквот на Варшавском вокзале. Разгон»
  • Фоторепортаж: «Сквот на Варшавском вокзале. Разгон»
  • Фоторепортаж: «Сквот на Варшавском вокзале. Разгон»
  • Фоторепортаж: «Сквот на Варшавском вокзале. Разгон»
  • Фоторепортаж: «Сквот на Варшавском вокзале. Разгон»
  • Фоторепортаж: «Сквот на Варшавском вокзале. Разгон»
  • Фоторепортаж: «Сквот на Варшавском вокзале. Разгон»

Следите за новостями в Петербурге, России и во всём мире в удобном для вас формате: «Вконтакте», Facebook, Twitter, Telegram, Одноклассники



Ранее по теме

Лента новостей

Проверь себя

Что делать с "Лахта-Центром"?

Проголосовало: 824

Все опросы…