Культура

Вячеслав Полунин - о том, каким теперь будет Цирк на Фонтанке

8 февраля 2013 10:43 Татьяна Морозова
версия для печати
Недавно петербургский Цирк на Фонтанке согласился возглавить всемирно известный клоун Вячеслав Полунин. Этому предшествовал длительный конфликт внутри цирка. «Мой район» спросил у Полунина, у его коллег и друзей, что теперь будет с любимым заведением горожан.
Вячеслав Полунин - о том, каким теперь будет Цирк на Фонтанке Фото: википедия (Florstein)/Дмитрий Кутиль

 

«Я хотел бы, чтобы «Цирк Чинизелли» в Петербурге — так он прежде назывался — стал лабораторией, школой, созидательным центром, где бы артисты, вдохновленные достижениями отечественного и мирового цирка, могли достичь новых высот, — рассказал Вячеслав Полунин «Моему району». — Хочется уйти от клоуна Макдональда и равняться на лучшее. Традиция русского цирка, конечно, центральная. Это не только техника, но и душевность, поэтичность, к которой нужно вернуться».
 

Праздник

По словам нового худрука, в здание на Фонтанке должны прийти современные дизайнеры, хореографы, композиторы. В планах — соединить цирк с оперой, симфоническим искусством, живописью, балетом: «В 80-х я искал новый образ клоунады, опираясь на опыт цирка, кино и театра. Теперь следует искать шире: новый цирк, новое кабаре, визуальный и уличный театр, карнавал - то есть всю современную культуру праздника. Я очень надеюсь, что таланты со всех уголков страны и мира услышат меня и захотят вместе пройти этот путь».

Искусство

«Это человек, который дает новое осмысление всему, — говорит Наталия Фиссон, актриса «Комик-Треста», ученица Вячеслава Полунина. — Он живет так, как играет. Даже обед с ним превращается в шоу. Он уникальный организатор. Проект «Караван мира» в годы распада СССР — то, что он сумел собрать сотни клоунов со всей страны и мира впервые в истории — это невероятно! Он умеет найти деньги — люди вдохновляются его идеями.

Сегодня цирковое искусство соединяет разные жанры: цирка и балета, оперы, рок-музыки. Благодаря этому синтезу так популярен  «Дю Солей». А Полунин умеет реализовывать такие проекты».

Энергия

Принципиальная разница в полунинском отношении к цирку — цирк находится внутри него, считает Леонид Песок, автор «Бумажного клоуна», много лет сотрудничавший с «Лицедеями» и Полуниным. «Все эти лошади, тигры, вонь, трапеции, барабанная дробь, гимнасты, — все они в голове этого клоуна, и он может вытащить их из уха или глаза, — говорит писатель. — Славиной энергии хватит, чтобы превратить цирк не только в театр, но и в аэропорт, стадион, космодром... во что угодно».

Задачи

Назначение Вячеслава Полунина — удача для Петербурга, считает Эдгард Запашный, руководитель рабочей группы по цирку Общественного совета при Минкультуры. «Зрители пойдут на имя. А если он сам выйдет на сцену — успех цирку обеспечен, — говорит он. — Сейчас Цирк на Фонтанке не является полноценным цирком с животными, их привозят под проекты. Для штата животных надо расширять территорию. А цирк зажат со всех сторон, остался маленький дворик. Нужна экспертиза здания. 10 лет назад, когда я там работал, артисты отказывались делать некоторые номера — боялись проблем с куполом. Он устарел, там царские печати встречаются! Систему вентиляции надо создавать с нуля, воздух не движется. Я не вижу значительных номеров из Петербурга. Молодых, талантливых артистов много, их надо привлечь».

Как живет человек-праздник

 

1968 — создается группа пантомимы «Лицедеи»;

1981 — на «Новогоднем огоньке» рождается образ Асисяя;

1982 — В. Полунин собирает в Ленинграде около 800 артистов пантомимы со всех концов страны на «Мим-парад»;

1985 — на Фестиваль молодежи и студентов Полунин привез в Москву клоунов с Запада, среди которых был титулованный «король дураков» Джанго Эдвардс из Голландии;

1987 — организует Всесоюзный фестиваль уличных театров в Ленинграде;

1988 — свое 20-летие «Лицедеи» отпраздновали собственными похоронами — по Станиславскому, который говорил, что любой театр через 20 лет умирает. Шествие по улицам завершилось сплавом горящих гробов по Неве;

1989 — запускает «Караван мира» — уникальный театральный город на колесах объехал всю Европу;

1990 — открывает «Академию дураков» и объединенный театр европейских стран «Стена»;

1993 —проводит международный фестиваль клоунесс «Бабы дуры». Уезжает в цирк «Дю Солей» в Канаду;

2001 — организует фестиваль клоунады «Корабль дураков»;

2003 — привозит в Москву «сНежное шоу», которое до сих пор собирает полные залы;

2000-е — проходят полунинские карнавалы: в саду «Эрмитаж», «Пуховый сад», «Лестница в небо».

Хроника конфликта в Цирке на Фонтанке

 

После распада СССР «Союзгосцирк» преобразовался в «Росгосцирк».

Цирк на Фонтанке имеет поддержку из госбюджета. Однако он, как и два цирка в Москве, не входит в состав «Росгосцирка», а является подведомственным учреждением Министерства культуры. С 1986 года Цирк на Фонтанке возглавлял Григорий Гапонов.

В начале ноября 2012 года комиссия Министерства культуры решила проверить деятельность Цирка, объяснив это «многочисленными жалобами зрителей и артистов».

15 ноября комиссия отчиталась: выявлены серьезные нарушения. Так, в Цирке не взималась в полном объеме арендная плата за использование помещений сторонними организациями. Кроме того, реально отданная в аренду площадь почти в два раза превышает цифры, указанные в договорах. Руководитель рабочей группы по Цирку Общественного совета при Минкульте Эдгард Запашный высказался за смену руководителя, так как Цирк не развивается.

15 ноября Григорий Гапонов подал заявление на увольнение.

24 января Министерство культуры объявляет о решении не проводить конкурс на должность художественного руководителя Цирка на Фонтанке. Занять пост согласился Вячеслав Полунин, хотя главным кандидатом до этого считали Вадима Гаглоева, владельца шоу «Кракатук». По уставу Цирка, худрук сам назначит директора (эти должности разведены).

25 января Генпрокуратура РФ сообщила, что возбуждены дела об административных правонарушениях в Цирке на Фонтанке. Сейчас эксперты подсчитывают ущерб, нанесенный государству.

История Цирка на Фонтанке

 

Цирк открылся в 1877 году. Это первое в России каменное здание, построенное с учетом цирковой специфики.

Инициатива принадлежала итальянскому артисту, наезднику и дрессировщику Гаэтано Чинизелли — главе большой цирковой семьи, впервые приехавшей в Петербург на гастроли в 1847 году.

Из 5000 мест только 1500 были сидячими —  для знати. Места для «низкой» публики отделялись барьерами. Чинизелли владели цирком до 1919 года, потом он был национализирован.

На арене выступали династии Дуровых, Филатовых, Запашных, Ольховиковых, Кио. Здесь работали Юрий Никулин, Олег Попов, Юрий Куклачев.

Штат Цирка на Фонтанке сейчас составляет более 120 человек. Работает детская студия «Ровесник». Здесь располагается единственный в мире музей циркового искусства.

С 1987 года по ноябрь 2012-го директором Цирка был Григорий Гапонов, академик Национальной академии циркового искусства.

Следите за новостями в Петербурге, России и во всём мире в удобном для вас формате: «Вконтакте», Facebook, Twitter, Telegram, Одноклассники




Ранее по теме

Проверь себя

Собираетесь ли Вы улучшать свои жилищные условия?

Проголосовало: 274

Все опросы…