Истории

Как в Петербурге маркируют вредную для детей информацию

В Петербурге почти полгода действует закон, защищающий детей от вредной информации. К значкам «6+», «18+» на афишах спектаклей, постерах кинофильмов, экранах телевизоров все уже привыкли. Но до сих пор у некоторых организаторов концертов, книгоиздателей и прочих уполномоченных лиц не сложилось единое мнение, в каких случаях и как маркировать ограниченный для детского просмотра и прочтения продукт. «Мой район» собрал парадоксальные примеры этого непонимания.

Одна из участниц популярного петербургского интернет-форума LittleOne сходила на концерт группы «Король и Шут» во Дворец спорта «Юбилейный». «Я в шоке, - пишет девушка. - Видела на концерте детей лет 12-14, пришедших с родителями. Вроде бы и ничего криминального, но не рановато ли в 12-14 лет детям на подобные концерты ходить? На разогреве была группа «План Ломоносова». Тексты у них содержали неприличные слова, явно не для детских ушей».

Ознакомившись с творчеством московского коллектива «План Ломоносова» (играют приблатненный панк), корреспондент «МР» оперативно выудил строчку, которая сама по себе вряд ли предназначена для детских ушей: «Из-под воротничка / Достаю два косячка» (песня «Солдаты, удачи!»). Согласно статье 10 ФЗ № 436 (закон о защите детей от вредной информации), «информация о наркотических средствах или о психотропных и (или) об одурманивающих веществах (без их демонстрации)» является допустимой, но лишь с возраста 16+.

С возрастными ограничениями для самого «Короля и Шута» вообще не очень понятно: юные фанаты регулярно задают соответствующий вопрос организаторам концертов в группах «ВКонтакте», диапазон ответов – от «6+» до «16+». Не являются ли, например, страдания одного из лирических героев, собирающегося, разбежавшись, прыгнуть со скалы («Вот я был – и вот меня не стало»), побуждающими «детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству»? Статья 5 ФЗ №436: запрещено для детей до 18 лет.

Впрочем, объясняют устроители концертов, возрастная маркировка носит рекомендательный характер: если ребенок придет на концерт того же «КиШ», или «Ленинграда» (где будут усиленно материться со сцены), или даже Мадонны (где будут якобы пропагандировать гомосексуализм) – его не имеют права не пустить. «Сам закон не очень продуман, - говорит пиар-менеджер промоутерской компании «Планета Плюс» Ольга Лотоцкая. – Например, люди, которые проверяют билеты при входе в зал, не имеют права требовать документы, удостоверяющие личность. Это может сделать только сотрудник полиции. Таким образом, если на концерт «18+» пришла семья из четырех человек и один из них – подросток, в зал попадут все».     

В афише концертов «Планеты Плюс» самая жесткая маркировка («18+») – у празднования 40-летия Сергея Шнурова. Заслуженная отечественная попса (Варум и Агутин, Гвердцетели) – в категории «6+»: «В их выступлениях не может быть ничего такого, что выходит за рамки приличий. Что касается их поведения в частной жизни – нас это не интересует». В ту же категорию почему-то вписались Depeche Mode со своими мало жизнеутверждающими песнями (см., опять же, статью 5) – благо на английском языке.

Маркировка концертов других промоутерских компаний тоже оставляет много вопросов. Почему, например, Филипп Киркоров с программой «ДРУGOY» на афише БКЗ «Октябрьский» обозначен «6+» - как, допустим, и Джастин Бибер? По той же статье проходит Александр Марцинкевич с группой «Кабриолет» - и словами песен: «Малыш родится у тебя / Похож он будет на меня / И не хочу, чтоб ты одна / Растила сына без отца» (помимо пропаганды неточной рифмы здесь при желании можно разглядеть информацию, «формирующую неуважение к родителям» - «18+»). Травестийное шоу Александра Пескова («В его арсенале - около 70-ти перевоплощений: от Мэрилин Монро до Бориса Моисеева, от Верки Сердючки до Земфиры», - сообщается в афише представления) промаркировано «12+» - в то время, как в Петербурге действует закон, запрещающий среди несовершеннолетних пропаганду, в частности, трансгендерности. «Мне понравилось, что альбом Тимати продается с маркировкой 6+, а концерт Кобзона 12+», - поделился своим наблюдением петербуржец Владимир.

В отличие от шоу-бизнеса, академичные, чопорные учреждения – театры – придерживаются более ровной и понятной политики маркировки спектаклей. Например, в «Приюте комедианта», видимо, по умолчанию почти на все представления «налепили» цифру «16+». Глаз корреспондента «МР» «зацепился» было за такую же маркировку в анонсе спектакля «Горе уму» (по Грибоедову) в театре «Балтийский дом»: странно – ведь даже в школе «Горе от ума» проходят в 9-м классе (14-15 лет). Но в пресс-службе театра оперативно пояснили, что в анонс вкралась ошибка (спектакль выйдет в марте, возраст зрителя снизят) и поблагодарили за внимательность.

В Мариинском театре, где у большинства концертов и балетов проставлена маркировка «6+», реже – «12+», пояснили, что ориентируются на степень подготовленности зрителя. «Есть сложные тексты и сюжеты. Например, «Электра» (опера, маркировка «16+» - «МР») ориентирована на подготовленного зрителя, - говорит пресс-атташе театра Оксана Токранова. – Но вся маркировка носит рекомендательный характер. Решение принимают родители ребенка. Есть дети, которые в шесть лет способны воспринять сложные музыкальные тексты. Никто не будет выводить родителей с детьми из зала».

Пример парадоксальной маркировки являют некоторые киносеансы. Так, в кинотеатре «Аврора» в течение февраля на экране показывают зарубежные оперные спектакли: и безобидная «Золушка», и «Отелло» (в котором мавр душит женщину), и «Фауст» (где адский сатана и педофилия) промаркированы как «0+» - то есть сложносочиненные постановки могут смотреть, натурально, даже младенцы. А идущий в кинотеатрах фильм «Тепло наших тел» про любовь девушки и зомби (с захватывающими сценами поедания мозгов) промаркирован как «12+».

Еще более странная ситуация сложилась с маркировкой книг: лишь на очень небольшом количестве новинок вообще проставлены какие-либо предупреждающие цифры на обложке. Среди них, как ни странно, - Джоан Роулинг: маркировка – «18+». Речь, впрочем, не о Гарри Потере, а о первой книге Роулинг для взрослых «Случайная вакансия». Стоит отметить, что издательства не обязаны маркировать книгу прямо на обложке: можно на титульной странице. Однако один из инсайдеров бизнеса по секрету признался корреспонденту «МР», что книгоиздатели до сих пор плохо понимают, как вообще они должны работать по закону о защите детей.

И, наконец, петербургские телеканалы: изучив программку за 7 февраля, корреспондент «МР» пришел к выводу, что у телеканала «Санкт-Петербург» «Главные новости», видимо, более жесткие (маркировка «16+»), чем «Последние известия у «100ТВ» (утром идут между блоками информационно-развлекательной программы с пометкой «6+»). Советские мультфильмы «Мальчик и лягушонок» и «Жил-был пес» предназначены для детей старше 12 лет – в то время, как духовно-просветительская православная программа «Слово» в 22:30 апеллирует к зрителям «6+». На ту же аудиторию рассчитана программа «Петербургский дневник», в которой представители исполнительной и законодательной ветвей власти рассказывают о том, как нам всем тут хорошо живется. 

«В последнее время приняли ряд законов, толком не разобравшись в механизмах их реализации. Была взята пропагандистская функция закона: закон как дубинка или как информационный посыл обществу. Закон о защите детей от вредной информации – типичный пример. В итоге получилось, как с сигаретами: на пачках есть предупреждение – курильщик, мол, может умереть. А по факту перекладывается ответственность: с того, кто выпускает сигареты – на того, кто курит. Люди, которые проставляют цифры «6+» или «16+», меньше всего думают о реальном воздействии информации на ребенка – а думают, скорее, о себе, - резюмирует социолог Роман Могилевский. – Если закон не основан на знании жизни, он рано или поздно сам по себе теряет силу». 

share
print