Культура

Рецензия: «Мастер» Пола Томаса Андерсона - поэма о любви и самогоне

14 февраля 2013 11:21 Евгений Бабушкин
версия для печати
В российский прокат вышел «Мастер» Пола Томаса Андерсона. На первый взгляд - вычурная притча про хитрого лжеучителя и глупого самогонщика. Но не все так просто. Не зря этому фильму дали «Серебряного льва» за лучшую режиссуру и три номинации на «Оскар».
Рецензия: «Мастер» Пола Томаса Андерсона - поэма о любви и самогоне Фото: Кадр из фильма "Мастер"

У моряка Фредди проблемы. Наверно, посттравматический синдром (воевал с японцами, но это за кадром). Фредди  пьет, ворует, мастурбирует на фоне бушующего океана (снято ослепительно красиво), имитирует половой акт с женщиной из песка и примеривается, как бы получше отрубить правую руку, которая соблазняет его.  Хоакин Феникс использует свой привычный арсенал: кривящийся рот, невнятная речь, статуарные кататонические позы, он даже горбится, его игра  эксцентрична на грани фола - но только на грани. Уже ясно, кто поборется за «Оскар» с Дэниелом Дей Льюисом. Фредди Куэлл, горбун-психотик в исполнении Хоакина Феникса  - одна из лучших актерских работ года.    

На гражданке Фредди идет в фотографы, но дерется с клиентами и заигрывает со всеми подряд, и - после ряда профессиональных неудач и живописных побегов через капустное поле - он оказывается на корабле сектантов. Как будто неубедительный поворот сюжета, но Америка 50-х - страна пророков, попасть в секту легче, чем съесть гамбургер.  «Do you want to fuck?», - пишет опохмелившийся моряк хорошенькой девице и ставит смайлик, но девица знай улыбается да слушает граммофонные записи с лекциями Мастера.  

Фотогалерея

  • Фоторепортаж: «Фильм "Мастер"»
  • Фоторепортаж: «Фильм "Мастер"»
  • Фоторепортаж: «Фильм "Мастер"»
  • Фоторепортаж: «Фильм "Мастер"»


Мастер Ланкастер Тодд в исполнении Филипа Сеймура Хоффмана немного похож на Рона Хаббарда, но тут портретное сходство не важно. Он - архетипический учитель. Даже больше: он - Господин (слова «мастер» и «господин» в английском синонимы). Впрочем, случайный пассажир, ставший ему верным псом и заменивший сына, тоже мастеровит и тоже проявляет тягу к господству.  Фредди гонит удивительное пойло из чего попало, а Ланкастер Тодд дурманит мозги чем-то вроде дианетики - идеальный тандем. И подобно тому, как мастер Ланкастер пытается разбудить в дурачке Фредди нечто «духовное», тот будит в своем господине нечто  «животное». Впрочем, оба они в прошлой жизни были животными -  почтовыми голубями. Так говорит мастер Тодд в припадке неожиданной любви к своему самому верному ученику.


Фильм вообще о любви, о любви между мужчинами (и это не гомосексуальность, а скорее родительские отношения). Сквозная тема и для Андерсона, и для Феникса (вспомним его Коммодуса в  «Гладиаторе»:  блудный сын в вечных поисках отца, которого сам же и прикончил). У Фредди с Мастером глубокое, почти эротическое взаимодействие. Без примеси внешнего эротизма, но с изрядной долей животной агрессии. Мастер часто называет Фредди  «животным», даже «тупым животным».  Но понятно, что обращается он к самому себе. Дикости в нем более, чем достаточно: так, хлебнув удивительного пойла, Мастер становится похож на деревенского выпивоху.

Отчего он пьет? Оттого, что метод не работает. Метод - полная фигня. Мы это понимаем почти сразу, и единственный здравомыслящий персонаж, которого Фредди избивает во славу Мастера - понимает это тоже. Это понимает даже сам Мастер, он чувствует себя шарлатаном - и хлещет самогонку.

И все же  парадоксальным образом дианетические завывания сектантов становятся настоящей молитвой, лжеучитель превращается в Учителя, а вода - в вино.  Об этом не догадывается сам Мастер, но  это твердо знает зритель: в конце фильма Фредди исцеляется от клептомании и алкоголизма - кажется, это единственный человек, которому Мастер действительно помог. Более того, Фредди сам становится Мастером - во всех смыслах слова.  Он даже снимает девчонку в баре (давняя мечта!) и работает с ней по методу Ланкастера Тодда.

У всех фильмов Андерсона есть странная особенность: они кажутся много лучше, когда о них начинаешь писать. Концепция у  «Мастера» эффектная (учение сильно, пока есть хотя бы один ученик, спасения добивается тот, кто жаждет спасения), но что, если она - домысел? Резонно подозревать в Андерсоне трюкача,  в  «Мастере» - пшик, а в критиках - фантазеров. Но даже если все оттенки смыслов и вся эта диалектика господина и раба  -  выдумка слишком умных зрителей, «Мастер» остается фильмом с двумя отличными актерскими работами. Дуэт Феникса и Хоффмана затмевает всех, даже  Лору Дерн, которая появляется не в самом интересном эпизоде. Красивое кино и двое талантливых мужчин крупным планом - не так уж мало по нынешним временам.

 



Мастер (The Master)
Страна производства: США
Бюджет: 35 млн долларов
Автор сценария и режиссер: Пол Томас Андерсон
В главных ролях: Хоакин Феникс, Филип Сеймур Хоффман, Эми Адамс, Лора Дерн и другие



АКТЕРСКИЙ СОСТАВ: 9 из 10
РЕЖИССУРА: 8 из 10
СЦЕНАРИЙ: 7 из 10

Следите за новостями в Петербурге, России и во всём мире в удобном для вас формате: «Вконтакте», Facebook, Twitter, Telegram, Одноклассники




Ранее по теме

Лента новостей

Проверь себя

Собираетесь ли Вы улучшать свои жилищные условия?

Проголосовало: 268

Все опросы…