Истории

Петербург - город «нищебродов», считают любители понтов

Уже который разговор на популярном родительском форуме в Петербурге заканчивается обсуждением финансовых возможностей. Ребенок приходит со школы и просит купить ему «айпад», который есть почти у всех в классе. Оказывается, он стоит столько же, сколько папа зарабатывает в месяц! «Иначе, – говорит ребенок, – нас будут называть нищебродами». Почему это слово стало популярным в последнее время, кто официально считается беднотой в России, и как живет средняя петербургская семья, выяснял «Мой район».

 

Судя по разговорам на форуме, нищеброды делятся как минимум на два типа:
 
«Я нищебродский нищеброд. Машины нет, зарплата небольшая, мужа нет, в кафе почти не хожу, на Канарах и в Турциях не отдыхаю и даже в «финку» затариваться не езжу»;
 
«Я моральный нищеброд. Обожаю скидки 70%, не могу выбрасывать обмылки, могу достать свой пакетик в магазине, всегда оплачиваю телефон только после отключения». 
 
Тем временем «ВКонтакте» юноша, любящий фотографировать сам себя, критикует другого такого же юношу: «Ты хоть раз в руках «айфон» держал? Если нет, мне не о чем с тобой разговаривать. Мне жаль об этом говорить, но ты тот самый нищеброд, который ходит с Nokia и думает, что это лучший телефон. Не позорься!»
 
Девушка делится ценными советами со своими подписчиками: «Капец! Моя подруга ждет парня с армии!! Ох**ть!! Повелась на нищеброда. Девочки, мой вам совет, не ждите никогда. Ясно же, служат только нищие, у которых нет денег откосить».
 
«Ребят, у моего знакомого отец один из генеральных директоров крупной сети (название опустим – «МР») в России. Однажды мой отец сидел с ним, и они смеялись над нищебродами, которые от своей жадности п**дят карандаши из магазина. Ребят, они поставляются в магазин рекламной системой. Вы не понимаете, что раздавая эти карандаши своим друзьям и близким, вы как ходячая реклама! Всегда поражался и буду поражаться людьми данного типа», – рассказывает молодой человек в брендированной футболке.

Что скрывается за подобными неполиткорректными разговорами?
 
«Регулярные путешествия, рестораны и шопинг, «айфон», иностранная машина (пусть даже подержанная), действительно, вошли в джентльменский набор молодого успешного человека, – констатирует специалист по экономической психологии Ольга Дейнека. – Наличие всех компонентов не обязательно. Например, кто-то может отказаться от ресторана, потому что вкуснее готовит дома. От машины – потому что на ней невозможно ездить по пробкам. У разных категорий людей разные картинки благополучия». 
 
«У экономистов есть понятие – прожиточный минимум. Люди ориентируются на другие показатели: сравнивают свои нынешние доходы с доходами прошлых лет, доходами людей того же социального и профессионального статуса, доходами коллег за рубежом и так далее. Предприниматель может сказать: «Какой же я богатый, у меня три яхты, а у Абрамовича шесть и шестая – атомная». Универсальный мировой признак бедности – когда человек тратит на питание все имеющиеся у него деньги, и когда вынужден копаться в мусоре. Люди, которые этим не занимаются, могут считать себя бедными от того, что им не доступны новые виды товаров и услуг. Например, наши пенсионеры видят, что их сверстники на Западе путешествуют», – говорит Ольга Дайнека.
 
Экономист Дмитрий Травин: «Прожиточный минимум – показатель совершенно бессмысленный, государство устанавливает его с потолка. Чем ниже планка, тем меньше официально бедных и наоборот. Можно установить планку, при которой вообще не будет бедных. Объективных критериев вычисления бедности не существует. Люди привыкают считать себя бедными и продолжают так думать, даже когда их уровень доходов растет. Я часто сталкиваюсь с людьми, которые в разговорах жаловались на свою бедность, а потом выясняется, что они покупают дорогие товары и вообще неплохо живут.
 
Глупая затея прибедняться, когда нужно устраиваться на работу и делать карьеру. На собеседовании говорить: «Я бедный, меня ото всюду выгоняют, я неудачник». Таких людей на работу не берут. В России еще встречаются такие соискатели, на Западе – практически нет. Зато на Западе гораздо больше молодых и здоровых нищих, которые просто не хотят работать. Им принято подавать, несмотря на их работоспособный внешний вид. Думаю, привычка прибедняться постепенно уйдет со сменой поколений».
 
Социолог Роман Могилевский: «Несоответствие экономического положения страны тому, как люди оценивают свое материальное положение, – типичная черта нашей переходной эпохи. Формируется средний класс, новые стандарты потребления, меняются экономические, политические, социальные характеристики общества. Одни позиционируют себя частью референтных групп, которые кажутся им более предпочтительными, не имея на то экономических оснований (выдают себя за богачей), другие прибедняются, чтобы получить поддержку.
 
В советское время говорили: «Все равны в бедности». Даже чиновники, которые вели себя ничем не лучше, чем сейчас, скрывали свой уровень потребления. Я заметил, что советский стандарт бедности исчезает, когда путешествовал по северному побережью Италии. Группу российских туристов повезли в магазин, там стояли две кассы. На одной можно было пронести товары бесплатно, за счет принимающей стороны. На другой – встать в очередь с обычными покупателями и оплатить товары. Две трети нашей группы, включая меня с женой, решили оплатить. Бедные советские люди так себя не ведут».
 
Как живет молодая петербургская семья, которая относит себя к среднему классу? Александру 26 лет, работает программистом, содержит семью, ребенку два года: 
 
«Я зарабатываю 65 тысяч в месяц (после вычета налогов). Родители помогают – в среднем 15 тысяч в месяц. На накопление у нас ничего не остается. Я плачу кредиты, в частности, на компьютер и телефон, – 7 тысяч. Коммунальные услуги и прочие счета – 5 тысяч. Ребенка в садик не отдаем, водим на «развивалку» с английским, – еще несколько тысяч. Машиной не пользуюсь, в 2012 году за границу ездили дважды – частично помогли родители. В основном ходим в кино и куда-то потусить, в ресторан по особому поводу, например, на День святого Валентина. Все остальное уходит на текущие расходы. Не могу сказать точно, сколько уходит на ребенка, – еду, памперсы и все остальное вместе мы покупаем в супермаркете. У меня нет «айфона», потому что мне не нравится эта марка». 
 
В России за чертой бедности (имеют официальный ежемесячный доход до 3 тысяч рублей) живут 13% населения – 18 млн человек. Больше всего среди российской бедноты людей трудоспособного возраста с детьми. Пенсионеров немного. По данным Петростата, в Петербурге сейчас около 9% горожан находятся за чертой бедности. Их среднемесячный доход ниже прожиточного минимума – 6310 рублей в расчёте на душу населения. Однако гораздо важнее, сколько человек ощущают себя бедными. В целом по России таких – 40%.
 
share
print