Истории

Инструкция для Петербурга: как сказать чиновнику «Давай, до свидания»

Петербург – город немолодежный и несовременный, пора это признать и извлекать из этого выгоду. Как лучше всего модерировать общественное пространство, чтобы чиновники перестали чувствовать себя чиновниками и ощутили менеджерами, «Моему району» рассказал польский маркетолог Михаил Фурманек, бренд-менеджер города Люблин.

 

Чиновник в Польше и чиновник в России – это совершенно разные функции. Особенно это заметно на уровне местного самоуправления. Мы – муниципальные менеджеры. Мы модерируем общественное пространство и реализуем решения, которые поступают от местного сообщества. Города в Польше в большей степени управляются снизу. Если нам что-то не нравится, мы говорим чиновнику: «Давай, до свидания». Решение об отзыве принимается на референдуме, явка на котором должна составлять не менее 30%. Сити-менеджер может находиться на своем посту сколько угодно сроков, но он точно знает: в случае ошибки его «прокатят» на референдуме. Так мы «уничтожили» несколько правящих партий.
 
Граждане Польши могут подавать законопроекты в общенациональный парламент – Сейм. Для этого они должны собрать 100 тысяч «живых» (неэлектронных) подписей. Законопроекты граждан имеют приоритет над законопроектами партий и политиков. На городском уровне гражданам достаточно собрать тысячу подписей. Законопроект может быть сколь угодно сумасшедшим, и вы можете всю жизнь собирать тысячу подписей, но если процедура соблюдена, местный парламент его рассмотрит. Кроме того, местные жители голосуют при распределении бюджета своего района.
 
Как сделать чиновников подотчетными? Самый лучший вариант – создавать общественные советы, которые будут следить за общественным настроением и публично советовать вашему правительству, как поступать в той или иной ситуации. Так в Польше работает Совет архитектурной культуры. Он помогает властям городов решать сложные проблемы и следит за тем, что происходит в городе. В любом обществе, даже в том, что находится в анабиозе, существуют местные эксперты и активисты, на которых можно опереться в принятии решений. Уровень активности населения здесь не имеет значения.
 
Градостроительная политика должна быть очень жесткой по отношению к инвесторам и застройщикам. Старинные здания – один из основных ресурсов исторической идентичности города. В польских городах без разрешения главного архитектора коммерческие структуры не имеют права даже гвоздь вбить или поставить кирпич на месте исторической застройки. При выборе инвестора власти опираются на два фактора: происхождение капитала и опыт реновации исторических зданий. Те же правила действуют по отношению к собственникам многоквартирных домов. Нет ничего страшного в том, что жители получают в собственность двор и отгораживаются забором, если это согласовано с контролирующими органами. Мы с соседями именно так и поступили. 
 
Несколько советов для Петербурга. У вас очень красивый город с огромным историческим центром. В этом смысле Петербург похож на Вену, Прагу и польский Краков. Самобытность города-памятника должна быть отражена в бренде, и примешивать сюда что-то «молодежное» и «современное» нельзя. Кроме того, при строительстве бренда нельзя опираться на периферийные спальные районы. Они не влияют(и не должны влиять) на имидж. Бренд – это всегда очень конкретные вещи, которые видны человеку, впервые приехавшему в город. Я увидел обалденный исторический центр, который строился при царе и пережил три революции. Поверьте, этого более чем достаточно для привлечения туристов. 
 
Сколько, вы говорите, иностранных туристов посетило Петербург в 2012 году? 2,5 млн? В польский Краков с населением 760 тысяч приезжают 9 млн туристов в год. Понятно, есть визовые обстоятельства, но поверьте, у вас есть все, чтобы демонстрировать такие же показатели. Мне кажется, большая часть населения Европы мало что знает о Петербурге, хотя город просто обалденный.
share
print