Спонсор раздела:

Политика

Нарциссизм как мотивация для участия в митинге протеста

20 февраля 2013 11:08 Подготовила Нина Астафьева
версия для печати
Зачем люди ходят на митинги? Как они выбирают: куда пойти, а куда – не стоит? Почему на митингах так много людей, которые поодиночке приходят и уходят? Действительно ли социальные сети – фундамент для революций? На эти темы «Мой район» побеседовал с сотрудником лаборатории прикладного анализа институтов и социального капитала НИУ Высшая школа экономики Алексеем Макарьиным.
Нарциссизм как мотивация для участия в митинге протеста Фото: flickr.com ( DonkeyHotey)/Дмитрий Кутиль

Мы опрашивали людей в Facebook, интересуясь, зачем они ходят на митинги. Сразу скажу, что свои вопросы мы адресовали как тем, кто посещает оппозиционные встречи вроде «Окупай Абай», так и тем, кто выступал в поддержку нынешнего режима, то есть ходил на Поклонную гору. Но из второй группы на наши призывы поучаствовать в опросе никто не ответил.

В социальной сети Facebook есть два типа групп. Те, что более плотные, где люди интенсивно общаются и все более-менее друг с другом знакомы –  не одобряют уличных протестов, и если обсуждают их, то в негативном ключе. Второй тип групп, куда легко вступают новые пользователи, ориентирована на протест. Это ничего, что там у людей мало общих друзей, что сети широкие, но неплотные. Как сказал социолог Грановеттер, такие «слабые» группы хороши для поиска работы. Ну и для протестов, выходит, тоже. И для сбора информации.

Есть города с большим и малым социальным капиталом. И по содержанию групп в «Фейсбуке» это тоже видно. То есть изучив группы, можно заранее сделать прогноз: много ли людей в этом городе выйдет на улицы, или там каждый останется при своем мнении. Умеют люди самоорганизовываться или нет.

Фотогалерея

  • Фоторепортаж: «Митинг 26 июля в Москве»
  • Фоторепортаж: «Митинг 26 июля в Москве»
  • Фоторепортаж: «Митинг 26 июля в Москве»
  • Фоторепортаж: «Митинг 26 июля в Москве»
  • Фоторепортаж: «Митинг 26 июля в Москве»
  • Фоторепортаж: «Митинг 26 июля в Москве»

В «нулевые» годы на российских выборах имели место свои подтасовки, но народных волнений не было – значит, у нас есть все основания считать, что волна вызвана именно расцветом социальных сетей. Были, конечно, и другие предпосылки, не только увлечение интернетом. Накопленные изменения в российском обществе. Культурные изменения: к телевидению, например, отношение поменялось. Пересмотренные взгляды потенциальных участников митингов на способность российского общества к консолидации. И наконец – массовые нарушения законов на митингах.

В России были разные спросы на демократию. В 80-е это был инструментальный прагматический  спрос. Люди надеялись, что будут жить как на Западе. В 90-е выяснилось, что до этого еще очень далеко, что поддержки демократии особой не будет. В 2000-е экономика страны росла быстрыми темпами, но общественные институты стремительно теряли в качестве. Строго говоря, они перешли на обслуживание элит. Но рост благосостояния вызвал спрос на общественные блага. То есть раньше граждане в соцопросах говорили: мы не доверяем полиции, и если видим человека в форме, стараемся с ним не сталкиваться. А теперь говорят: мы не доверяем полиции, но как хотелось бы, чтобы в нашем государстве она была. Настоящая, надежная, прозрачная, эффективная. Почувствуйте разницу.

Развивался спрос на свободу и подотчетную власть – а права тем временем сокращались. Но напряжение не выливалось в коллективные акции, потому что народ в целом был аполитичен.

И вдруг массовая протестная деятельность создает ощущение социальной нормы: отсюда это стремление - присоединиться к протестам.

Мы опросили 3600 человек – не только в «Фейсбуке», но и с помощью сервиса Tribune Research, и попытались получить правдивые ответы. 45% людей, участвовавших в митингах, сказали, что пошли туда потому, что хотели быть вместе со своими друзьями. Около 20% сказали, что потом они смогут рассказать о своем участии в митинге друзьям и знакомым, и это тоже сильная мотивация. 10% – что хотят поскорее выложить фото со своим участием в социальную сеть. Из тех граждан, которые на митинги не пошли, 20% мотивировали это тем, что не хотят сливаться с толпой.

Конечно, когда в лоб задаешь вопрос: чем было вызвано посещение митинга - желанием покрасоваться с друзьями? – многие стесняются говорить. Тем не менее, мы убедились, что нарциссизм – не самая последняя причина. Потом мы опросили участников: довольны ли они числом собравшихся на митинге людей? 20%  респондентов сказали: мы думали, что людей окажется меньше. Если опрашивать только участников, а не всех скопом, то 70%  участников были приятно удивлены тем, что сторонников оказалось больше. А еще 80% участников опросов заявили, что недооценивали способность окружающих к совместным действиям.

Следите за новостями в Петербурге, России и во всём мире в удобном для вас формате: «Вконтакте», Facebook, Twitter, Telegram






Ранее по теме

Лента новостей

Проверь себя

Что делать с "Лахта-Центром"?

Проголосовало: 227

Все опросы…