Истории

Почему в Петербурге стали так рьяно бороться с коррупционерами

В Петербурге по всем фронтам развернулась борьба с коррупцией. Обыски в комитетах и ведомствах проходят каждую неделю. Следствие ведут не только местные сыщики, но и московские бригады. С чем связана эта кампания и чего следует ждать в будущем?

Борис Вишневский, депутат ЗакСобрания Петербурга:

«Думаю, что эти дела связаны между собой. Наш губернатор занялся работой по своей основной специальности - он все-таки из силовых структур (работал в Комитете госбезопасности, в налоговой полиции). Еще когда Полтавченко приходил, мне говорили, что одна из его задач – это зачистка Петербурга от подозреваемых в воровстве и коррупции чиновников прежней администрации, многие из которых остались работать. Видимо, год с небольшим он осматривался, а сейчас начал. При прежней администрации города такие персонажи (за редчайшими исключениями) были неприкосновенны, а сейчас у них гарантий нет.

Мне бы хотелось, чтобы эти дела были доведены до конкретных наказаний, потому что масштаб воровства и коррупции в Петербурге впечатляющий. Команда, которая работала при предыдущем губернаторе, столько всего наворотила, что обыски могли бы уже идти у чиновников рангом повыше – в том числе у тех, кто перебрался на ответственные посты в Москву.

Кого еще это может коснуться? Вице-губернаторов - нет, так как тех, кто работал в команде Матвиенко, уже не осталось. Не исключаю, что это может коснуться кого-то из глав районов, и боюсь, что это не затронет людей, которые работали  в правительстве города и, совершенно очевидно, о происходящем знали. К сожалению, уверен, что это не дойдет до нашего бывшего губернатора, а было бы неплохо, чтобы именно ее деятельность стала объектом пристального внимания правоохранительных органов. Но предполагаю, что ей при уходе в Совет Федерации и согласии освободить место Георгию Сергеевичу были даны гарантии неприкосновенности. Это было условие «контракта»: она согласилась сменить власть реальную на номинальную, а ей за это дали гарантии неприкосновенности - ее и, что еще важнее, бизнеса ее сына. Я бы сказал, что она получила гарантии защиты своего «материнского» капитала.

Если бы начальником был я, то, безусловно, следующим из комитетов был бы Комитет по строительству – на нем завязаны основные финансовые ресурсы, самые скандальные стройки и программы».

Константин Калмыков, координатор проекта «РосПил»:

«Предполагаю, что коррупционные скандалы в Петербурге связаны с тем, что на какие-то факты коррупции стали обращать внимание и реагировать так, как должны были реагировать раньше. По нашему опыту, нарушения можно найти в любой сфере и в любом регионе. Дело только в том, что где-то это начинают делать, а где-то нет. У нас есть примеры по другим регионам: мы писали заявления в правоохранительные органы по закупкам, в которых просматриваются признаки  преступления, но дела не возбуждают. Например, распространена история с «мнимыми» торгами, когда заказ размещается после того, как работы фактически выполнены. Так было с домами в Ленинградской области, которые уже были построены на момент торгов. Мы тогда обратились в Антимонопольную службу, она приняла решение об аннулировании заказа. Написали заявление в Следственный комитет, но дело так и не возбудили.

У нас нет специалиста, который бы занимался заказами исключительно в Петербурге, но нам помогают активисты питерского проекта «Муниципальная пила» - они, в основном, отслеживают заказы в сфере ЖКХ, ремонта и благоустройства дорог. В конце прошлого года, например, Комитет по развитию транспортной инфраструктуры опубликовал заказы на ремонт дорог и трамвайных путей общей суммой 25 млрд рублей, к которым не была приложена техническая документация и сметы. Потенциального участника торгов это ставило в ограничительное положение, потому что было просто непонятно, что нужно делать. Активисты «Муниципальной пилы» обратили внимание на эти дела и рассказали нам, что такое происходит не впервые, предположив, что это не халатность или ошибка заказчика. Благодаря шумихе, которую удалось поднять, КРТИ отменил большую часть заказов. Сейчас, насколько я понимаю, они собираются их размещать заново, и я думаю, что с формальной точки зрения документы будут подготовлены верно. Подобные ограничения конкуренции, которые могут являться следствием умысла заказчика, работают в различных регионах страны».

Оксана Дмитриева, депутат ГосДумы:

«Эти дела связаны с тем, как принимались решения в предыдущей администрации Петербурга. По-моему, за то время были удовлетворены интересы всех олигархических  групп: кому-то достался участок за бесценок, кому-то – бесплатный дворец, а кто-то получил подряд, часть работ по которому не выполнена, но оплачена. Но это только цветочки: например, по стадиону на Крестовском острове обвинения предъявлены только по фактам 2007-2008 годов, а из отчета Счетной палаты следует, что их можно предъявлять и по фактам, которые имели место в 2010 и 2011 годах уже при другом подрядчике (удорожание проекта без проведения нового конкурса и ведение строительства без экспертизы и утвержденной проектно-сметной документации).

Требует обстоятельного рассмотрения все, что касается проекта «Набережная Европы» (предоставление участков, выполнение застройщиком обязательств перед городом и перед федеральным бюджетом в части перебазирования «Института прикладной химии»). Нуждается в рассмотрении предоставление участков земли и объектов недвижимости по инвестиционным соглашениям. В частности, интерес представляет передача объектов по адресам: Марсово поле, 1 и Конюшенная площадь, 1 (первый объект передан за 30 млн рублей, второй – 19,8 млн рублей).

Наконец, ЗСД - Счетная палата России сейчас завершает проверку по объекту,  депутат Наталья Петухова (фракция «Справедливая Россия» - «МР») будет участвовать в заседании Коллегии Счетной палаты по этому вопросу. Общая стоимость строительства оценивается в 213 млрд рублей, уже выделено 70 млрд из федерального бюджета, 30 млрд – из городского. Получается, что 1 км дороги будет стоить порядка 150 млн долларов. Это в 30-40 раз больше самых высоких нормативов.

Кроме того, все проекты государственно-частного партнерства нуждаются в проверке. Опять же, ЗСД – проект заявлялся как государственно-частное партнерство, в итоге – никаких частных средств не вкладывается, а деньги государства проходят через ОАО.  Это значит, что не проводятся тендеры, которые должны быть в случае, если проектно-сметная документация готовится за счет бюджета.

Это из прошлых дел, а теперь то, что касается будущего. Думаю, чиновникам новой администрации надо быть крайне внимательными, чтобы не наступать на те же самые грабли. Стоит обратить внимание на «Лахта-центр» - помимо перспектив нарушения панорамы Петербурга, его строительство грозит огромными расходами города на объекты инфраструктуры (по моим оценкам, минимум - 30 млрд рублей). Еще одно инвестиционное соглашение, подписанное губернатором – город-спутник «Южный», земля под который была приобретена коммерческой организацией у банкротившегося совхоза за бесценок. Теперь там будет коммерческая застройка, а от города также требуется инфраструктура – примерно на 30 млрд рублей. Для сравнения: это в 15 раз больше, чем дается на расселение коммунальных квартир, и в 60 раз больше, чем выделено на жилье очередникам в этом году.

Как объяснить череду этих коррупционных скандалов? Пришла новая команда, и  она не может брать на себя все многочисленные злоупотребления предыдущей администрации – просто из чувства самосохранения. Думаю, что это может затронуть Комитет по инвестициям, Комитет по управлению городским имуществом и Комитет по градостроительству и архитектуре».

Хроника

«Трубное» дело

17 сентября прошли обыски в Комитете по энергетике. В хищении денег из бюджета (3 млрд рублей) подозревается группа лиц, из-за действий которой вместо новых труб в городе (600 км) укладывали б/у. Сейчас под стражей находятся директор «Управления заказчика СПб» Константин Мосин, бывший глава Комитета по энергетике Олег Тришкин, учредитель ООО «Петроком» Андрей Кадкин и руководители «Петрокома» Сергей Жуковский и Алексей Муравьев. Экс-председатель комитета Александр Бобров объявлен в розыск. Руководитель департамента обеспечения госзаказа «Управление заказчика по строительству и капремонту объектов инженерно-энергетического комплекса» Леонид Шишов — под подпиской о невыезде.

Стадион на Крестовском 

24 января возбуждено уголовное дело. В завышении стоимости работ (на 500 млн рублей) подозревается организация, выполняющая строительные работы (речь идет о сваях) в 2007–2008 годах. Имена фигурантов пока не называются.

«Мусорное» дело

31 января в администрации Приморского района прошли обыски. Чиновники перечислили фирме 270 млн рублей за ликвидацию несанкционированных свалок. Как полагает следствие, часть работ (на сумму 174 млн) проведена не была. Задержаны бывший замглавы района Василий Степушкин, начальник отдела благоустройства Владимир Разуленко, сотрудники технадзора «Службы заказчика» Сергей Карстен и Виктор Бугрий, представитель подрядчика Дмитрий Шилов. Глава «Службы заказчика» Татьяна Кольцова — под подпиской о невыезде.

Дело о светофорах

7 февраля в «Дирекции по организации дорожного движения» прошли обыски. Возбуждено уголовное дело. По данным СМИ, коммерческая организация должна была оснастить городские светофоры датчиками за 100 млн рублей. Следствие предполагает, что работы были выполнены на 43 млн.

Дело о проездных

18 февраля был арестован замглавы Комитета по транспорту Игорь Маилов. Сотрудники «Организатора перевозок», учредителем которого является комитет, подозреваются в том, что использовали дополнительные валидаторы для нелегальных продаж проездных билетов в 2010–2011 годах и «заработали» 11 млн. Обвиняются четверо. Дело главы «Организатора перевозок» Владимира Михайлова рассматривается отдельно.

Дело о субсидиях

19 февраля обыски прошли в Комитете экономического развития, промышленной политики и торговли. Подозревается, что предприниматели по подложным документам получали в КЭРППиТ субсидии (300 тысяч рублей) на господдержку малого и среднего предпринимательства. Возбуждено три уголовных дела.

Источники: МВД, ГСУ СК, СМИ

share
print