Общество

Католики Петербурга прощаются с Папой

28 февраля 2013 15:47 Надежда Куликова
версия для печати
28 февраля Папа римский Бенедикт XVI, отрекшийся от Святого престола, провел последнюю службу в статусе понтифика. На несколько недель католическая церковь осталась без «высшего руководства». «Мой район» посмотрел, как живут католики в Петербурге и что изменится для них с приходом нового Папы.
Католики Петербурга прощаются с Папой Фото: flickr.com ( kismihok)/Дмитрий Кутиль

Всего на Северо-Западе 16 католических приходов, в Петербурге и области – девять, не считая отдельного, греко-католического. Сколько католиков в городе, точно неизвестно - по неофициальным подсчетам, около 30 тысяч (примерно каждый 165-й житель). Три тысячи из них исправно посещают воскресные службы. Руководит католиками Северо-запада отец Иакинф Дестивель, настоятель церкви Святой Екатерины Александрийской, что на Невском проспекте. Должность декана появилась в 1990-х. Первым стал настоятель возрожденного прихода св. Екатерины о. Евгений Гейнрихс (служит в Петрозаводске). После деканом был, до отъезда в Москву, о. Дмитрий Мишенев, а затем – священники из церкви Божией Матери Лурдской о. Игорь Чабанов и о. Сергей Альхименок. Сейчас – о. Иакинф Дестивель.


фото: Сергей Николаев.

ИАКИНФ. Француз. Монах-доминиканец. Ребенком пел в церковном хоре, благодаря чему в 1983 году - по приглашению хора советского телевидения - впервые побывал в России. Год служил на авианосце – дань Родине и отцу, морскому офицеру. В Париже окончил Институт политических исследований, где готовят чиновников. В СПбГУ стал кандидатом философских наук. В Сорбонне получил степень доктора богословия. Пишет труды на русском, итальянском и французском. Три года отец Иакинф живет в Петербурге. Его официальный статус - декан северо-западного региона Архиепархии Божией Матери в Москве.
    
ИСТОРИЯ. Первые католики появились в Петербурге одновременно с его основанием – это были художники, инженеры, архитекторы, которых Петр I зазвал для строительства новой столицы из Германии, Франции и Италии. В XIX веке пришло «пополнение» с новых территорий: поляки, литовцы, греко-католики.
К XX веку в городе оставалась большая, в несколько тысяч человек, французская община. Ее наследие - храм Божией Матери Лурдской в Ковенском переулке - был единственным действующим католическим храмом в Ленинграде. Сюда заезжал генерал Де Голль в 1966 году.
Сейчас большинство католиков в Петербурге - русские, но многие имеют иностранные корни.


фото: Сергей Николаев.

ПРИХОД. Церковь Святой Екатерины Александрийской на Невском проспекте - самый старый католический приход в стране. У него 1000 прихожан, есть воскресная школа, молодежная группа, хор, библиотека. Отец Иакинф, вместе с другими священниками, и крестит, и венчает, и читает проповеди. Поет по воскресеньям в хоре. «Петербургские католики – особенные, - говорит он, - Очень внимательно слушают, у них жажда слова Божьего. Видимо, это потому, что культурная столица».

Среди питерских католиков есть и известные личности - писатель Стогов, джазмены Гольдштейн и Фридман. Последний, бывший ленинградский стиляга, сам стал священником.
Из православной веры в католическую переходят редко. Чаще всего, это россияне, пожившие на Западе или вступившие в брак с католиком. Между православием и католицизмом есть взаимопризнание веры - то есть человека не крестят заново.

ИМУЩЕСТВО. Роль отца Иакинфа как декана - решать проблемы приходов – например, найти священника во Псков, когда тамошний настоятель в отъезде. Он же представляет католическую церковь перед властями.
Как и РПЦ, католическая церковь в Петербурге озабочена возвращением исторических зданий. Это тоже задача Дестивеля. Сегодня идут баталии вокруг здания духовной академии на 1-й линии Васильевского острова, где в XIX веке давали высшее богословское образование священникам, а сейчас находится филиал филфака университета им. Герцена. «Мы встречались с ректором по этому вопросу. Закон на нашей стороне, - уверен священник, - Мы просим вернуть здание, потому что особый вклад католиков во всем мире, кроме культуры, - это образование. Здесь были знаменитые школы, и мы хотим возродить эту традицию».

Еще одна «горячая точка» - это комплекс зданий на Невском проспекте 32-34, где стоит храм Екатерины Александрийской. К кабинету настоятеля ведет длинный обшарпанный коридор, где располагаются библиотека, школа, столовая. «У нас есть только этот коридор, - говорит Иакинф Дестивель, - Если мы хотим устроить приходской праздник на Рождество - мы идем к армянам! У них есть большой зал, а у нас нет (Армянская церковь святой Екатерины расположена на Невском проспекте, 40-42 – прим. ред.). Раньше весь комплекс принадлежал приходу, сейчас почти все приватизировано».

Подлинные двери XVIII века храма Екатерины Александрийской. Фото: Сергей Николаев.

Новых католических храмов в Петербурге не планируется строить. Тем более, ремонта требуют храм Святейшего Сердца Иисуса на улице Бабушкина и храм Посещения Пресвятой Девой Марией Елизаветы на Минеральной улице.
В храме на Невском, дважды горевшем, сейчас продолжается реставрация. Нужно воссоздавать алтарь, реставрировать фасад, подлинные двери XVIII века. Храм, где Дантес венчался с Гончаровой, и отпевали Монферрана, скромен в убранстве. Своды не расписаны, золота нет. Взгляд задерживается лишь на небольшой люстре. Отец Иакинф вздыхает: «Никак не можем вернуть четыре бронзовых люстры. Они сейчас во дворце Белосельских-Белозерских, где представительство Управления делами президента РФ. Знаете, что они нам предложили? Сделать копии за свой счет! Потом попросили доказать, что светильники в храме имеют религиозное значение. Мы доказывали, что Христос – свет мира, никакое богослужение невозможно без света, поэтому люстры надо вернуть. Два месяца назад губернатор направил письмо Управделами с просьбой. Ждем».

ВЕРТИКАЛЬ. Начальство петербургских католиков – в Москве. Архиепископ Павел Пецци – глава католиков европейской части России, подчиняется Папе Римскому. Национальные епархии в католицизме достаточно независимы, почти все вопросы решаются на местах. «Но и Иоанн Павел II и Бенедикт XVI очень интересовались Россией и особенно Петербургом, потому что он считается вторым центром католической жизни в стране. В Петербурге находится католическая семинария, здесь больше католических церквей, чем в Москве, - объясняет Иакинф Дестивель, – В 2007 году был телемост с Ватиканом, и Россию представлял Петербург. Я видел Папу на аудиенции в Риме, но лично мы никогда не общались. 22 апреля к нам должен приехать кардинал Курт Кох - это очень важный человек, он возглавляет Папский совет по содействию христианскому единству. Здесь он встретится с митрополитом Владимиром, а в Москве - со Святейшим Патриархом».

О ПАПЕ. Последним Папой Римским, который ушел в отставку до Бенедикта XVI, был Григорий XII в 1415 году. «Это необычная ситуация для католической церкви – остаться без Папы впервые за 600 лет. Бенедикт XVI принял такое решение не потому, что в церкви кризис, а потому что считает, что больше не может выполнять свои обязанности, тем более, что в августе ему нужно было бы поехать в Рио де Жанейро – на всемирный День католической молодежи. Три недели назад Папа был в Мексике - там он, наверное, и почувствовал, что слаб физически. Это решение, конечно, требует большого смирения и храбрости. Но скоро будет новый Папа. Мы молимся об этом и ждем, чтобы он не обошел вниманием нашу общину», - говорит отец Иакинф.

12 февраля активистки из движения Femen оголились в Нотр-Дам-де-Пари в честь ухода Бенедикта XVI. На их телах было написано: «Папы больше нет», «Кризис веры» и пр. «Это маленькие Pussy Riot, - считает священник, – Да, это шокировало многих, и это оскорбление церкви, о котором нужно говорить. Но есть милосердие. Проявлять милосердие для церкви - не значит быть слабой».

ДИАЛОГ. Каждые два месяца православные, католики и лютеране из богословской группы собираются, чтобы говорить о христианстве. Есть межцерковный фонд «Диакония», помогающий наркоманам и беспризорникам. Лютеранская процессия в День Святого Мартина из Петрикирхе идет до католического храма. Православные приглашают на свои праздники. А недавно приход Князь-Владимирского собора организовал Рождественский концерт с участием представителей разных конфессий.

На вопрос, чувствуется ли усиление мусульманских позиций в Петербурге в связи с активной трудовой миграцией, отец Иакинф отвечает: «Мигранты в Петербурге – не новое явление. Во Франции та же проблема – приезжие селятся в бедных районах, не чувствуя собственной идентичности. Проблема не в религии, а в том, что людям не хватает мест для молитвы, не хватает образования, лидеров общин и это порождает агрессию. Но в Петербурге с самого начала сосуществовали разные общины: строились и церкви, и мечеть, и синагога. Это хороший опыт и образец».

Отец Иакинф – о себе


фото: Сергей Николаев.

«Я монах-доминиканец. Наш орден основан в XIII веке на юге Франции Святым Домиником. С 1815 года до конца XIX века приход Святой Екатерины Александрийской был поручен доминиканцам. Мое начальство знало, что я интересуюсь Россией, учился здесь 10 лет назад, говорю по-русски, поэтому меня и назначили сюда.

До этого я пять лет был директором центра «Истина» в Париже - он налаживает отношения между русскими православными и французскими католиками. Этот центр был основан в 1925 году, когда после революции в Париж приехало много русских эмигрантов.
Я очень люблю музыку, и хотел специализироваться в литургии. Один доминиканец в монастыре посоветовал мне посетить Россию, чтобы знать восточную литургию. Я уже был здесь в детстве, когда пел в церковном хоре. А потом российский хор приехал в Париж. Но я никогда не думал, что вернусь сюда.

Еще ребенком я хотел стать священником. В 19 лет я попытался вступить в орден, но мне посоветовали подождать - слишком молод. Тогда я поступил на факультет политических наук. Служил в армии, когда она была еще обязательной во Франции - на авианосце «Фош». На больших авианосцах были капелланы, и у меня была возможность посещать богослужения. Я никогда не терял желания стать священником. Я ждал. И вступил в орден, когда мне исполнилось 23 года.
Я дал обет послушания, поэтому поеду туда, куда назначат, хоть в Африку. Но служить в Петербурге – было моей мечтой. Он для меня – окно на Запад и дверь в Россию».

Петербургские католики – о вере и Папе
 

Никита Коломейцев, художник

«Я долго занимался духовными поисками, особенно в институтские годы. Брат поехал в Италию, познакомился с католицизмом, вернулся под впечатлением от истории жизни Святого Франциска Ассизского. Мы решили снять про него фильм. Я сел писать сценарий, и все это легло на мое мироощущение – я тогда еще увлекался учением бхакти, которое исповедует познание, соединение через любовь. В 24 года я пришел к решению креститься в католицизме. Может, если бы я тогда познакомился с жизнью и учением Серафима Саровского, которое мне тоже близко, все бы сложилось иначе. Я, кстати, хожу в православные храмы спокойно. Проблем из-за религии у меня не было, скорее, неудобства. У меня Рождество 25 декабря, а в нашем государстве это рабочий день, да еще часто назначают корпоративы с обязательным присутствием. Бенедикт XVI запомнился мне тем, что охранял жесткую позицию церкви по многим вопросам. Например, церковь против «легализации» гомосексуализма. Внутри церкви есть разногласия, например, идут споры, сохранять или нет целибат священников. Но это все мирян не очень касается».

Анна Захарчук, студентка



«Мы с мамой жили в Ленобласти, потом переехали в Пушкин, я сменила школу: новый класс, отношения не сложились. Было непросто. Друзья сказали нам: а вы знаете, что в Пушкине есть католический приход? Мама с бабушкой пошли туда, а я почему-то восприняла это в штыки. Не хотелось, что ли, обидеть православие. Через неделю мама снова позвала меня с собой. Я пошла, мне все показалось по-семейному, после службы собралась молодежь. Год мы с мамой отходили на катехизис (в воскресную школу) и потом состоялся наш переход в католическую веру. Не крестили, так как мы были уже крещены, но был обряд: мы читали символы веры, отец возложил руки и посвятил нас в церковь. Бенедикт XVI запомнился мне как добрый дедушка. Я видела его в Мадриде на встрече католической молодежи. Увидеть Папу в полутора метрах – как Дедушку Мороза на Новый год встретить!»

Мария Бошакова, директор креативного кластера «Пружина»



«В раннем детстве я была крещена в греко-католической церкви в селе Болотня во Львовской области на Украине, там родился мой дедушка. В Ленинграде это сделать не могли из-за работы отца в государственных органах. Это могло стоить ему работы. Но мама очень хотела окрестить нас с братом, и выбрала для этого далекую родину своего отца. В юности я уже сознательно пришла в католицизм. Когда поступила учиться на искусствоведа, оказалось, что католическое искусство - мне ближе по духу, чем православное, второе меня как-то всегда давило. Проблем из-за того, что я католичка, не было - а вот непонимания сколько угодно. Я не ожидала, что есть люди, которые думают, что католичество - это какая-та отдельная от православия религия. Или еще, были люди, пытавшиеся оспорить постулат о непогрешимости Папы, исходя из познаний, почерпнутых из «Кода да Винчи».
Нынешний Папа запомнится мне своим уходом. Лично для меня это пример высочайшей нравственности и христианского самоотречения».

Комментарий

Михаил Стецкевич, доцент кафедры философии религии и религиоведения СПбГУ:

«Нельзя сказать, что ситуация в Римско-католической церкви в последнее время была нормальной, и что Папа покинет престол на пике популярности. Скандалы, связанные с раскрытием целой сети священников-педофилов, могли внести свою лепту в решение об уходе. Вероятно, есть смысл искать новые пути развития, создавать новый имидж церкви, к чему Бенедикт XVI был не готов и поэтому решил «уступить дорогу молодым». Последний случай отречения от папского престола произошел в 1415 году. Тогда добровольная отставка Папы Григория XII была вызвана со сложной внутренней ситуацией и борьбой за власть нескольких Пап. Сейчас такой ситуации, как в 1415 году, нет. Поэтому сообщение об отречении прогремело как гром среди ясного неба. Это может стать основанием для создания прецедента. Многие из 118 членов коллегии кардиналов – ставленники Бенедикта XVI. С долей вероятности можно говорить о том, что консервативный курс нынешнего понтифика будет продолжен. Но не исключены сюрпризы. Среди возможных претендентов есть и европейцы, но фаворитом букмекеры называют нигерийского кардинала Фрэнсиса Аринзе, за ним следом идет ганский кардинал Питер Тарксон. Конклав кардиналов, который выберет нового Папу, состоится в марте».

Кто станет Папой: претенденты

Анджело Скола, Италия, архиепископ Милана (71 год);
Джанфранко Равази, Италия, глава папского совета по культуре (70 лет);
Анджело Баньяско, Италия, глава епископской конференции (70 лет);
Марк Уэлле, Канада, архиепископ Квебека (68 лет);
Кристоф Шенборн, Австрия, архиепископ Вены (68 лет);
Фрэнсис Аринзе, Нигерия, кардинал (80 лет);
Питер Тарксон, Гана, кардинал (64 года);
Одилиу Педру Шерер, Бразилия, архиепископ Сан-Паулу (63 года);
Оскар Марадиагу, Гондурас, архиепископ Тегусигальпы (70 лет);
Луисе Тагле, Филиппины, архиепископ Манилы (55 лет).

Следите за новостями в Петербурге, России и во всём мире в удобном для вас формате: «Вконтакте», Facebook, Twitter, Telegram, Одноклассники




Ранее по теме

Проверь себя

Собираетесь ли Вы улучшать свои жилищные условия?

Проголосовало: 282

Все опросы…