Истории

Тюремная жизнь в ожидании депортации

Грузин, не имеющих регистрации, содержат в приемниках-распределителях, где их ждет кусок черного хлеба на обед и общий унитаз в камере для уголовников

Тенгиза Тогонидзе задержали за нарушение миграционного законодательства. Посадили в приемник-распределитель, где продержали четыре дня, после чего повезли в Москву. По дороге пожилой мужчина, страдавший астмой стал задыхаться, но помощи не дождался. Из Домодедово «партию» грузин должны были отправить на родину, но в Тбилиси Тенгиз так и не попал. Он скончался во время пересылки в Москву. Такой оказалась плата за административное нарушение – проживание без регистрации.

В федеральной миграционной службе утверждают, что Тенгиза Тогонидзе вместе с еще 27 гражданами Грузии везли из Петербурга на «Икарусе», таблетки давали, все нормы законодательства соблюдали. Но семья покойного уверена, что перевозили их на грузовике для заключенных, а на просьбы о медицинской помощи милиционеры не реагировали.

Адвокаты утверждают, что грузин, которых в эти дни массово задерживают на улицах, сгоняют в приемники-распределители, а затем депортируют на родину, содержат в нечеловеческих условиях. За отсутствие регистрации суд может ограничиться и всего лишь штрафом, но судя по документу, который несколько дней и.о. начальника ГУВД Пиотровский телетайпом отправил своим подчиненным, другого наказания, кроме депортации, быть не может. Приказ № 0215 гласит: «провести широкомасштабные мероприятия по максимальному выявлению и депортации граждан Республики Грузия, незаконно пребывающих на территории России». В этом же документе говорится и о том, что перед судами следует инициировать «принятие только решений о депортации». В телетайпограмме, посланной через четыре часа после приказа Пиотровского, начальник УБЭП ГУВД, полковник милиции Стороженко требует «ежесуточно предоставлять отчет о проделанной работе, установленной приказом №0215 с нарастающим итогом…». Что такое нарастающий итог – не расшифровывается. Но о том, чтобы предоставить возможность людям заплатить штраф или уехать за свой счет без унизительного содержания в приемнике-распределителе, речи не идет.

На местах распоряжение исполняют более чем ревностно. Ольга Цейтлина, адвокат, говорит: «В приемнике-распределителе на Захарьевской улице люди, бывает, по полгода сидят, ждут депортации или выдворения. Это не только грузин касается, просто сейчас их большинство».

«Камера имеет площадь 3 шага на 5 шагов. Ни стола, ни табуретки… Унитаз не отгорожен, нужду человек должен отправлять на виду у других. В камере очень холодно. Матрасы и постельное белье не выдают… Прогулки не предусмотрены… Обед состоит из куска черного хлеба и кружки чая…».

Это не описание тюрьмы для уголовников, это выдержка из жалобы Лаши Аргвлиани, взятого под стражу за административное правонарушение – пребывание на территории РФ без регистрации. 23-летнего грузина, который въехал в страну в 1994 году, задержали в Петербурге и выдворили за пределы России. Лаша ждал выдворения 10 дней. Все это время он хотел и мог по закону уехать добровольно, купив билет за собственные деньги. Но его никто не слушал.

Вечером 16 октября Лашу Аргвлиани и еще 29 человек увезли в Москву, откуда самолетом отправили в Грузию. Слава богу, что Лаша не болел астмой.

share
print