Истории

В сквере на Демьяна Бедного хотят построить церковное подворье: на очереди - еще 90 парков Петербурга

Очередная история с передачей части сквера в ведомство Петербургской епархии пролила свет на то, какое будущее ожидает едва ли не каждую десятую зону зеленых насаждений общего пользования (ЗНОП). В 90 из них могут появиться храмы, соборы, подворья. Защитники одного из скверов – на улице Демьяна Бедного – начали кампанию, чтобы отстоять зеленый уголок. Их спасла оперативная работа с Генпланом. Другие скверы, рядом с которыми живут не столь продвинутые горожане, не спасет ничего.

Петиция с просьбой уберечь от застройки участок садика на улице Демьяна Бедного появилась в интернете два дня назад. Подписей пока набралось всего около 60. «Мы не против  церкви, мы против жадности церковных чиновников», - подчеркивают авторы воззвания.

Речь идет о будущем строительстве подворья Церкви Антония Сийского, расположенной напротив дома 5 по улице Ольги Форш. Сама церковь и так стоит в зоне зеленых насаждений. Зеленая лужайка (деревьев там маловато, поэтому парком ее назвать трудно) с прудом посередине ограничена улицами Демьяна Бедного, Ольги Форш, проспектом Просвещения и гаражным кооперативом на Учительской улице. Когда-то парк был прямоугольным. Потом от него, как это теперь принято, стали отрезать кусочки. Сначала – для ресторана, потом для спортивного комплекса. Церковь воткнули прямо посреди зеленой зоны, но надо признать, что смотрелась она там неплохо: деревянная, а не каменная.

  • ERM_9945

    С.Николаев

  • ERM_9876

    С.Николаев

  • ERM_9887

    С.Николаев

  • ERM_9892

    С.Николаев

  • ERM_9911

    С.Николаев

  • ERM_9924

    С.Николаев

  • ERM_9926

    С.Николаев

  • ERM_9930

    С.Николаев

  • ERM_9936

    С.Николаев

  • ERM_9938

    С.Николаев

  • ERM_9940

    С.Николаев

«Мой район» поговорил с местными жителями, и оказалось, что к новой церквушке люди относятся или равнодушно, или положительно. «От нее тепло идет, - говорили молодые мамы, гуляющие тут с колясками. – Ее так приятно трогать». И только одна девушка вспомнила, что летом загорала на поляне и удостоилась злобных замечаний от проходящей мимо бабушки. 

И вот недавно Комитет по земельным ресурсам подготовил новый проект Генплана, с уже внесенными исправлениями. Среди них оказалось и такое: по просьбе 150 прихожан Церкви Антония Сийского, передать им для строительства подворья 4600 кв. метров площади сада. Межевание уже провели. C учетом того, что церковь – посередине парка, участок будет сконструирован таким образом, что еще один немалый  кусок на окраине парка придет в запустение и, скорее всего, его тоже потом застроят.

4600 кв. метров– это примерно 50 на 90. Общая площадь парка, включая ресторан, церковь, спорткомплекс и огромный пруд, - 300 на 400 метров. Сейчас здание церкви занимает от силы 100 метров. Спорткомплекс – 3 857 метров, ресторан – 782. Подворье – это привычный элемент монастырей или дальних сельских приходов. Там есть трапезная, гостиница – все, чтобы гость из дальней стороны, приехавший очистить душу, мог это делать, не заботясь о хлебе и ночлеге. Храм с подворьем имеет возможность принимать дорогих гостей, организовывать массовые мероприятия, обретать известность. Одним словом, это удел крупного храма.

Поскольку сквер на Демьяна Бедного не обнесен забором, его еще не обсуждали на общественных слушаниях (вся опасность таится в нескольких листах бумаги), и местные жители далеки от того, чтобы качать права. Да и церковь – та, что была построена семь лет назад, и напоминает кусочек Русского православного севера – многим нравится. В то, что маленькая церквушка со временем станет центром большого подворья, если не монастыря, никто не верит. Хотя примеров перед глазами полно: например, на Пискаревском проспекте, напротив парка Сахарова. Сначала там была скромная, но нарядная церковь, которая нравилась всем горожанам. Потом рядом с ней появилась вторая и недавно начали строить третью. Возможно, из этой краснокирпичной махины и получится в итоге архитектурный шедевр. Возможно также, что обе церкви плюс часовня будут постоянно заняты прихожанами.

Теперь перед жителями – если, конечно, они не поддержат идею со строительством - стоит задача: не пропустить общественные слушания. Если представить, что объявления о нем расклеят в том же сквере – кто их увидит в мартовское межсезонье?

«Какое-то невеселое совпадение, - говорит Алла Подшивалова, которая и начала борьбу за сохранение сквера. – Я сюда переехала недавно, с улицы Ивана Фомина. Там мы тоже отстаивали сквер от строительства Дворца танцев. И отстояли в итоге. Только переехала, и то же самое началось. Я написала письмо председателю комиссии ЗакС по городскому хозяйству, градостроительству и земельным вопросам Сергею Никешину и теперь жду его ответа. И жду, что меня поддержат соседи, с которыми я толком еще не познакомилась. Пока что поддерживают соратники по прошлой борьбе. А в церкви этой очень небольшая посещаемость, зачем им новую строить».

«Если копнуть проблему чуть глубже, то выяснится, что у нас чуть ли не 90 участков временно переданы в ведение церквей. История на Демьяна Бедного – детский лепет по сравнению с парком Малиновка в Красногвардейском районе, - говорит директор центра экспертиз ЭКОМ Александр Карпов. – Это огромная территория между улицей Передовиков и Индустриальным. 13% собираются отдать под строительство храмины в 90 метров высотой и это – вместо часовенки, которую разрешали строить изначально. Заметьте, временное пользование для коммерсанта  значит, что там можно поставить ларек. Для петербургского священника – что можно воздвигнуть капитальное культовое сооружение. Это вам не Америка, где бывают надувные церкви: поставил – снял. Итак, храм или добротная часовня вырастает в парке, потом власти спохватываются, обращаются в арбитраж… Будь это магазин, его снесли бы, не задумываясь. Но крушить церковь как-то не комильфо. И рано или поздно церковь получает этот участок на постоянной основе. Затем рядом с церковью или вместо нее строится соборчик, а там можно и на монастырь замахнуться».

Мнение

Иерей Алексий Галкин, председатель отдела по работе с молодежью Санкт-Петербургской епархии: «Подворье может быть использовано для строительства еще одной церкви. Это нормально. По церковным канонам, достаточно мнения 10 верующих, чтобы их заявку на создание нового прихода Епархия приняла к рассмотрению. Чем плохо подворье прямо в городе? Парк жалко? Ну знаете, нельзя ведь жалеть все, что у нас за последнее время пропало. Мне вот тоже жалко, что меня прогнали из парка 300-летия. Лично Валентина Ивановна распорядилась, что храму там не бывать, хотя для меня уже участок был выделен, и я с трудом выбил другой, уже в области. Зато есть парк у залива, где никто не гуляет, но где, тем не менее, сделали Wi-Fi. Как будто это нужнее».

share
print