Культура

Рецензия: «Оз Великий и Ужасный» - мошенник в стране дураков

7 марта 2013 10:50 Евгений Бабушкин
версия для печати
В российский прокат вышел фильм «Оз Великий и Ужасный». Место действия - Изумрудный город, но фильм равно далек и от саги Лаймена Фрэнка Баума, и от сказок Волкова. Создатели блокбастера обошлись без Страшилы, Железного Дровосека, Трусливого льва. «Оз» - приквел, поучительная история о том, как ярмарочный фокусник стал королем волшебной страны.
Рецензия: «Оз Великий и Ужасный» - мошенник в стране дураков Фото: ИТАР-ТАСС

Самый эффектный кусок фильма  - title sequence,  вступительная заставка. Простая, как декорации ярмарочного балагана, и филигранная, как музыкальная шкатулка.  Как будто умелый фокусник построил сказочный дворец из подручного мусора: картонок, стекляшек и проволочек. Сочетание монохромной пленки и эффекта 3D первым опробовал Тим Бертон во «Франкенвинни», и у Сэма Рейми получилось не хуже. Первые три минуты.

Дальше - облом.  Начинается Голливуд, кричащий и стандартный. Итак, в Богом забытом Канзасе живет-поживает ярмарочный фокусник Оскар (сокращенно - Оз). Ремесло свое знает отлично, но наивные сельские жители все время требуют невозможного: исцелить парализованную девочку, например. Оз грустит, что он фальшивый волшебник, и чувствует в себе нереализованное величие.  Джеймс Франко - плоский, безликий, похожий на растерянного Джонни Деппа - играет этот душевный надлом сильно дрожащими губами и резко насупленными бровями.  К счастью, вскоре актерская игра заканчивается  и начинается чистое головокружительное действие: драка, торнадо, воздушный шар. Фильм внезапно становится цветным  - и Оз попадает в волшебную страну, которую раздирает на куски  стая более-менее добрых и злых ведьм (Мила Кунис, Мишель Уильямс, Рейчел Вайс).

Фотогалерея

  • Фоторепортаж: «Оз Великий и Ужасный»
  • Фоторепортаж: «Оз Великий и Ужасный»
  • Фоторепортаж: «Оз Великий и Ужасный»
  • Фоторепортаж: «Оз Великий и Ужасный»

Впрочем, эти имена следует забыть, а запомнить следует совсем другое имя: декорации рисовал  художник-постановщик Роберт Стромберг, создатель  «Аватара». Сказочные земли жевунов и мигунов напоминают о лесах Пандоры, а фарфоровый город, разрушенный нападением летучих обезьян -  это сюрреализм высшей пробы.  В тени руин  гигантского чайника плачет крохотная фарфоровая кукла с отколотой ногой - вот этой девочке фокусник-неудачник может помочь, благо клей всегда при себе.

Казалось бы, заслуга  режиссера лишь в том, что он собрал довольно плохих актеров в довольно красивых интерьерах. Но есть в «Озе» двадцатиминутный кусок  ближе к концу, ради которого стоит посмотреть двухчасовой фильм целиком. Это - финальное столкновение между силами добра и силами зла. На стороне злых волшебниц - причудливые монстры и весь пиротехнический арсенал фэнтези. На стороне добра - магия кинематографа.

Тут отступление. Американцы уверены, что кино изобрели не братья Люмьер, а Томас Алва Эдисон. И не без оснований.  Французский «синематограф» и американский «кинетоскоп» действительно борются за право первородства. Именно кинетоскоп - точнее, его доработанная версия - помогает добру победить зло. Волшебницы мечут молнии - а мошенник из Канзаса проецирует движущуюся картинку на столб дыма. И технологическая иллюзия оказывается сильней волшебной реальности. К тому, что происходит в «Озе», действительно применимо пошлое словосочетание «магия кино». Недаром Оз называет Эдисона  «величайшим волшебником в мире».

Дальше, увы, следует стандартный фэнтезийный финал.  Волшебницы устраивают кэтфайт, хорошие персонажи целуются, а плохие улетают в никуда, оседлав метлу и надеясь на сиквел.  Этим режиссеры вроде Рейми  и отличаются от режиссеров вроде Бертона. Они не умеют «дожать».

Но главное, что и те, и другие, почувствовали интерес к сочетанию 3D и монохромной картинки. Голливуд давно пора как следует встряхнуть, и новая технология этому поможет. Великая иллюзия рождается из неожиданного сочетания мелочей - тут великий и ужасный Оз совершенно прав.   

 

Оз: Великий и ужасный (Oz: The Great and Powerful)
Страна производства: США
Бюджет: 200 миллионов долларов
Режиссер: Сэм Рейми
Художник-постановщик: Роберт Стромберг
Автор сценария:Митчел Кэпнер, Дэвид Линдси-Эбейр
В главных ролях: Джеймс Франко, Мила Кунис, Мишель Уильямс, Рейчел Вайс  и другие



СПЕЦЭФФЕКТЫ: 8 из 10

РЕЖИССУРА: 6 из 10

СЦЕНАРИЙ: 5 из 10

АКТЕРСКИЙ СОСТАВ: 3 из 10

Следите за новостями в Петербурге, России и во всём мире в удобном для вас формате: «Вконтакте», Facebook, Twitter, Telegram






Ранее по теме

Лента новостей

Проверь себя

Что делать с "Лахта-Центром"?

Проголосовало: 225

Все опросы…