Город

Петербургские власти на граффити наживаются, а обычные горожане воротят от него нос

13 марта 2013 10:13 Подготовил Андрей Сошников
версия для печати
Старые петербургские трамваи в мае 2013 года отдадут художникам-граффитистам – разрисовать в соответствии с культурным и патриотическим курсом правительства. На каких условиях будут отбираться художники и что скажут ревнители старины – пока не очень ясно. «Мой район» поговорил с теми, кто составляет лицо петербургского гарффити – профессионалами и молодыми полулегальными авторами. Они готовы помочь властям, но не очень верят в их искренность.
Петербургские власти на граффити наживаются, а обычные горожане воротят от него нос Фото: flickr.com (xornalcerto, Felipe Pilotto ART Photography)/Trend/Дмитрий Кутиль

 

«Лучше купить один новый трамвай, чем покрасить десять старых»
 
Наташа Флокси, иллюстратор и дизайнер: «Оформляю пространства в теплый сезон, потому что так больше нравится. Рисую в собственном стиле, в основном, персонажей. Сейчас в граффити появился термин «видеоэкология». Многие говорят, что я занимаюсь именно ей. Рисую с 2001 года. Начала из-за того, что влюбилась в мальчика, который тоже рисовал, и хотелось быть поближе к нему».
 
 
Автор: Наташа Флокси

Фотогалерея

  • Фоторепортаж: «Петербургские граффити. Наташа Флокси»
  • Фоторепортаж: «Петербургские граффити. Наташа Флокси»
  • Фоторепортаж: «Петербургские граффити. Наташа Флокси»
  • Фоторепортаж: «Петербургские граффити. Наташа Флокси»
  • Фоторепортаж: «Петербургские граффити. Наташа Флокси»
  • Фоторепортаж: «Петербургские граффити. Наташа Флокси»
  • Фоторепортаж: «Петербургские граффити. Наташа Флокси»
  • Фоторепортаж: «Петербургские граффити. Наташа Флокси»
  • Фоторепортаж: «Петербургские граффити. Наташа Флокси»

 
«В прошлом году я легально разрисовала 11-этажный дом. Договариваться с властями – это просто ужас. Мы потратили семь месяцев на разговоры, подготовку и визирование документов, споры с администрацией одного из районов Петербурга. У граффити был спонсор – крупная российская IT-компания. Чиновники дали принципиальное согласие, после чего началось: сделайте нам бесплатные антивирусы, предоставьте компьютеры в малообеспеченные микрорайоны! Сделали все, чтобы спонсор отказался от этой затеи, при этом сделал кучу полезных дел за администрацию. Потом нам сказали, что чиновник, принимающий решение, уехал в отпуск на месяц, мы бросили эту затею и поехали в Гатчину, где администрация предложила разрисовать любой дом, не относящийся к культурному наследию.
 
Другой пример: наша железнодорожная монополия предложила раскрасить несколько вагонов в патриотической стилистике. Минимальная цена такой работы – 80 тысяч рублей. Ребята получили по 8 тысяч за вагон. Как думаете, будут они потом сотрудничать с государством? 
 
Что касается трамваев, я участвовала в похожем проекте в 2005-2006 годах в Приморском районе. В 2007 году трамвайный парк в Василеостровском районе отдавал несколько машин под разрисовку. Боюсь, петербуржцам неинтересны подобные проекты. Всегда находятся люди, которые ворчат, требуют официальное разрешение. Сам факт, что трамвай не красный и не желтый, как в Советском Союзе, вызывает у горожан отторжение. Так что если у правительства есть деньги на покраску десяти старых трамваев, я бы на их месте купила один новый».
 
«95% граффитистов не умеют рисовать»
 
Виктор Сплэш, легендарный петербургский граффитист
 
 
Автор: Виктор Сплэш

Фотогалерея

  • Фоторепортаж: «Петербургские граффити. Виктор Сплэш»
  • Фоторепортаж: «Петербургские граффити. Виктор Сплэш»
  • Фоторепортаж: «Петербургские граффити. Виктор Сплэш»
  • Фоторепортаж: «Петербургские граффити. Виктор Сплэш»
  • Фоторепортаж: «Петербургские граффити. Виктор Сплэш»
 
«Мы, граффитисты в прошлом, – ярые противники нелегального граффити. Общественный транспорт должен быть чистым, ярким, выкрашенным. В 2002 году мы легально разрисовали трамвай. Сделали его полностью белым, нанесли несколько персонажей. Полгода он ходил по Петроградской и Ваське. В 2002 году это казалось круто, сейчас я понимаю: горожане от современного искусства воротят нос. В лучшем случае, оно им безразлично. Какую цель администрация ставит, отдавая старые трамваи граффитистам? Мы вот разрисовали трамвай – сами не поняли, зачем.
 
Браться за старый объект – это вопрос самоуважения художника. Мы бы, наверное, не взялись. Заказчик говорит: нарисуй-ка что-нибудь, только здесь кривая панель, здесь ржавчина, здесь покрась сначала, выровняй... А люди потом на этих «арт-объектах» ездят. Если цель сэкономить на ремонте – это плохая цель. В 2009 году мы разрисовали бетономешалки, абсолютно новые, с конвейера. Вот это было круто. 
 
Между тем, в Петербурге не осталось места, где безнаказанно можно рисовать граффити. Было три условно легальных места, откуда не забирала полиция. Под мостом рядом с метро «Ладожская» мы рисовали с 2000 года. На проспекте Маршала Жукова (пересечение с Турухтанными островами) был забор из гаражей – целая галерея граффити, куда водили экскурсии, как в музей. В выходные там одновременно работали до десяти художников. Потом вместе отдыхали на газоне. Молодые граффитчики-нелегалы протестуют против системы. Это юношеский максимализм. Проблема в том, что 95% из них – плохие художники, буковки технически вытягивают, а рисовать не умеют. Как они могут помочь властям?»
 
Граффити как средство распила
 
Петр, молодой граффитист
 
 
Автор: Петр
 
«Ребятам нужно предложить взаимовыгодные условия – заработок и краску. Обычные люди не любят шрифтовые граффити, а просто так рисовать цветы, ландшафты, пейзажи, Мону Лизу никто не согласится. Тем более, граффитистов часто обманывают. У заказчика, частного или государственного, почти всегда вырисовывается посредник, который хочет поиметь с граффити в карман (сами понимаете, как дела в стране делаются). Он составляет смету и обсчитывает художников. Бывает, люди наглеют в конец и все забирают себе, а работу граффитистов выставляют как благотворительность.
 
Сама идея разрисовать трамваи мне нравится. Людям может не нравиться современное искусство, но ведь сами они ничего не делают. Чем хороши заброшенные здания, электрические будки, загнившие парадные, улицы? Здорово, если государство отдаст их граффитистам. Станет приятно заходить в такие дворы. Учитывая специфику Петербурга, на трамвае я бы разместил что-нибудь непринужденное, расслабляющее. Город серый, мало растительности. Думаю, зеленый пейзаж будет к месту». 
 
Мероприятия властей – это позерство
 
Константин, 22 года: «Я начал заниматься граффити 12 лет назад. Предпочитаю рисовать на заброшенных стройках, потому что так конфликт со стражами правопорядка минимален».
 
 
Автор: Константин

Фотогалерея

  • Фоторепортаж: «Петербургские граффити. Константин»
  • Фоторепортаж: «Петербургские граффити. Константин»
  • Фоторепортаж: «Петербургские граффити. Константин»
  • Фоторепортаж: «Петербургские граффити. Константин»
  • Фоторепортаж: «Петербургские граффити. Константин»
  • Фоторепортаж: «Петербургские граффити. Константин»
 
«По моему опыту, мероприятия, организованные жилконторами, местными и региональными властями, политическими партиями больше похожи на позерство, ориентированное на прессу, которая доносит эту информацию до обывателя. Так должностные лица демонстрируют поддержку молодежной культуры. Гораздо приятнее импровизировать самому, подальше от городской суеты, чем рисовать спонсорской краской на строго оговоренные темы. Граффити – это мысли в рисунках, а запретить человеку мыслить невозможно, какие бы ограничения ни вводили.  
 
У людей в голове – устоявшееся представление о мире. В это представление влезаем мы со своими яркими рисунками. Конечно, им это не нравится: «Зачем портить стены, они ведь покрашены?!» Мало кто вникает в смысл рисунка. Граффити воспринимается как реклама. Я же могу часами разглядывать граффити – как подобраны цвета, любоваться плавностью линий».

Как сообщают в правительстве, трамваи, которые отдадут граффитистам, предполагалось ранее отправить на косметический ремонт, в том числе на покраску.

Комментарий Комитета по транспорту Петербурга:

«Нашей задачей является не поддержка молодежных проектов и творческих субкультур, а возможность способствовать диалогу между уличными художниками и представителями власти и частного бизнеса, помочь найти взаимопонимание. Комитет готов предоставить для талантливых мастеров интересную и нестандартную площадку. Этот проект разрабатывался почти год с целью вдохнуть новую жизнь в старый подвижной состав, сделать поездку для пассажиров праздником. Опасения части творческого сообщества понятны, но мы учли все недочеты наших коллег, которые за предыдущие годы сформировали скептическое отношение к этой идее. Мы хотим дать свободу творчества уличным художникам, не ставя их в рамки отрисовки картин в музеях. Комитет пониманиет, что это им будет не интересно.

Граффити на транспорте станет частью фестиваля, который по нашим предположениям будет проведен летом этого года. Высокий уровень и интерес профессионалов мы можем гарантировать. Соорганизатором конкурса выступит частная компания, которая вместе с нами даст художникам не только возможность самовыражения, но и материальную составляющую», - рассказал пресс-секретарь Комитета по транспорту Дмитрий Игнатьев.

Следите за новостями в Петербурге, России и во всём мире в удобном для вас формате: «Вконтакте», Facebook, Twitter, Telegram, Одноклассники



Ранее по теме

Лента новостей

Проверь себя

Что делать с "Лахта-Центром"?

Проголосовало: 833

Все опросы…