Новости

Редкие народы Ленобласти «тают» на глазах

Росстат опубликовал итоги переписи 2010 года по коренным малочисленным народам России. Рядом с нами живет пять финно-угорских народов, но, возможно, не все из них попадут в новую перепись.

Ижора. Жили в западных районах Ленобласти, сейчас — в деревнях южного побережья Финского залива (Кингисеппский район). В 1848 году в стране их было 17 тысяч человек. В 2010 в Ленобласти — 169.

Водь. Жили в округе деревни Котлы Кингисеппского района; эта деревня до сих пор считается водским центром. В 2010 году в Ленобласти — 33 человека.

Вепсы. Жили в восточных районах Ленобласти, сейчас большинство в селах Подпорожского района. В Ленобласти — 1380 человек.

Саамы. Как раньше, так и сейчас живут на Кольском полуострове.

Сету. Живут в Печорском районе Псковской области.

«Проблема с численностью ижоры и води уже достигла критической отметки - коренное население западных районов Ленинградской области находится на грани исчезновения; продолжается процесс сокращения численности населения вепсов, – говорит ведущий научный сотрудник отдела этнографии Северо-Запада и Прибалтики Российского этнографического музея Людмила Королькова. – Надежды на изменение сложившейся ситуации нет, так как среди прибалтийских финнов преобладает население пожилого возраста. Статистика 2010 года уже не верна - народ умирает почти каждый день. Я могу привести вам пример вне статистики: в 1995 году я проводила исследования в восточных районах Ленинградской области и объехала все сельские поселения, в которых проживали вепсы. Так вот, с тех пор уже часть волостей сокращена. Сейчас вепсы в местах своей этнической территории проживают всего в трех сельских поселениях, в деревнях почти никого нет. Ижоры и вожан вообще остались единицы.

Носителей языка осталось немного. В деревнях значительная часть мужского населения имеет зависимость от алкоголя. Во многом это объясняется стрессовой ситуацией, возникшей под влиянием экономической дестабилизации: отсутствием работы и возможностью что-либо изменить, сокращением социальной инфраструктуры в деревне. Разбитые дороги, отсутствие регулярного автобусного сообщения. В ряде мест «скорая» пробивается с трудом, вместо магазина – автолавка, из-за обрыва проводов часто нет света и телефонной связи».

share
print