Общество

Образование в России будущего: фастфуд+физтех+геймерство

19 марта 2013 14:52 Андрей Сошников
версия для печати
Образование в будущем: видеолекции, экзамены в лучших школах мира по «скайпу» и новая система мотивации, основанная на приемах компьютерных игр. Пока неповоротливая система государственного образования решает, умереть ей или реформироваться, альтернативные курсы, школы и международные программы переносят в образование плюсы быстрого питания. Правда, цена образовательного фастфуда слишком высока, чтобы серьезно конкурировать с высшей школой. Почему отечественное образование, бывшее когда-то лучшим в мире, становится бесполезным, выяснял «Мой район».
Образование в России будущего: фастфуд+физтех+геймерство Фото: flickr.com ( SobControllers)/Дмитрий Кутиль


Открытая дискуссия «Тренды, меняющие пространство образовательных технологий» состоялась в рамках конференции Edu Camp SPb 2013 в креативном пространстве «Ткачи».

Школа будущего уже рядом, и стоимость ее - от 5 до 20 тысяч рублей. Такая школа не предоставляет отсрочку от армии и бесценный опыт прогулов в студенческой столовой, зато использует лучшие в мире образовательные практики. Кто должен платить за такое образование, размышляет интернет-предприниматель Юрий Лифшиц:

«Процессы, происходящие в образовании, напоминают объединение «макбука» и «айфона» в планшетный «айпад» – с ним удобно лежать на диване, и функционал больше, чем у смартфона. Частные практические курсы и вузовское образование объединятся в нечто среднее. Школы начнут выносить теорию в онлайн и проверять знания в оффлайн. Раньше они издавали учебники – будут размещать методические комплексы в интернете. В учебной программе оффлайна останутся только практические занятия. Есть курс для предпринимателей, который мы четыре раза прочитали в Петербурге. Мы решили промасштабировать его по СНГ. Разрабатываем методический комплекс – видео студийного качества с привлечением экспертов, теоретиков и практиков. Мы получили огромный поток заявок – это 21 региональный организатор, в том числе в Москве.

О чем это говорит: коворкинг-центрам, кафедрам вузов, бизнес-тренерам сложно быстро разработать качественный курс предпринимательства. Привлекать экспертов, готовиться к занятиям очень тяжело. Мы обсуждаем, кто должен платить за образование – государство, бизнес, регионы... Сами студенты должны платить за образование! Получить знания без приложения инвестиций невозможно. У государства есть тендеры, законы, оно поддерживает из налогов только традиционные, хорошо проверенные формы образования. Возможно, через десять лет оно будет давать стипендии под эти курсы, но в ближайшее время студентам придется платить самим».

Руководитель разработки корпоративных образовательных программ «Сколково», футуродизайнер Павел Лукша называет себя технопессимистом. Он не верит, что российское образование спасет «скайп», по которому будут принимать экзамены профессора из Калифорнии.

«Считается, что к российскому образованию есть два подхода. Первый называется «все умрут, а я останусь»: не надо тратить ресурсы на реанимацию и реформирование старой системы образования, надо вкладываться в новое и давать ему расти. Второй – подход прогрессоров. Напомню, прогрессоры приходят в предыдущую историческую формацию и подтягивают ее, например, из феодализма в коммунизм. В России это очень распространено.

Фундаментальное образование невозможно без ВПК. Физтех – это плоть от плоти мировой революции. Стране нужно оружие лучше, чем у капиталистов. А зачем сейчас физтех? Я считаю, возможен третий путь – мягкое прогрессорство. Численность французского Министерства образования – 1,5 млн человек, это все учителя и преподаватели. Они кровно заинтересованы в сохранении предыдущей системы образования. В России 341 тысяча преподавателей. Они не столь заинтересованы, потому что зарплата нищенская, но не выкидывать же выдающихся ученых на улицу.

Надеюсь, нечто подобное «мягкому прогрессорству» происходит на сколковской программе подготовки ректоров».

Существует ли способ заинтересовать студентов, спящих на задних партах любого российского вуза? Участники сообщества RuGamification Алексей Ницца и Олег Радченко предлагают внедрить в образование игровые практики: приемы, взятые из компьютерных игр, онлайн-игр и просто игр. Суть в том, чтобы создать для учащегося видимые стимулы, а также возможность увидеть свой текущий прогресс в образовании. Это баллы, награды, списки лидеров, коллективная или индивидуальная работа по решению конкретных проблем, которая позволяет перейти на более сложный уровень.

Таким образом, оценка за контрольную работу будет вызывать такое же воодушевление, как победа над боссом в любимой компьютерной игре. На практике это реализуется на курсах, где пользователь сам может выбирать траекторию обучения, пополнять базу учебных материалов и получать сертификаты за пройденные занятия. Правда, до слияния старой доброй советской школы, экстенсивных курсов и мира онлайн-игр еще далеко.

Следите за новостями в Петербурге, России и во всём мире в удобном для вас формате: «Вконтакте», Facebook, Twitter, Telegram, Одноклассники



Ранее по теме

Лента новостей

Проверь себя

Что делать с "Лахта-Центром"?

Проголосовало: 883

Все опросы…