Общество

«У русской церкви проблемы с жизнью. Выставка Гельмана Icons – это жизнь»

29 марта 2013 10:30 Подготовил Андрей Сошников
версия для печати
В культурном центре «Ткачи» открывается выставка Icons Марата Гельмана. По прогнозу галериста, работы современных художников только в субботу и воскресенье (30-31 марта) придут посмотреть 5 тысяч человек – цифра невообразимая для Петербурга. «Мой район» попросил активного защитника выставки, журналиста Дмитрия Губина ответить на три типичных комментария противников Icons под нашими публикациями.
«У русской церкви проблемы с жизнью. Выставка Гельмана Icons – это жизнь» Фото: flickr.com (various artists,glimes)/Дмитрий Кутиль

 

Противников выставки Icons бесит не сама выставка. Бешенство – это метод, а выставка – предлог. Бешенство по тому или иному поводу используется для решения задач, нередко личных. Возьмем, не к ночи будь помянут, депутата Милонова. Кем бы он был сегодня, этот бывший помощник Старовойтовой в маечке с надписью «Я за демократию», прославившийся в политической карьере разве только тем, что на выборах в ЗакС в 1998 году оказался вдруг не за демократию, а за Вадима Тюльпанова, которому он уступил свое место, – если бы не его сегодняшнее бешенство по поводу гомосексуализма или врагов православия? (А по поводу гомосексуализма Милонов бесится так, что вспоминаешь психиатрический термин «проекция» – это когда человек не может избавиться от чего-то в себе и приписывает это всем остальным). Зато про Милонова теперь знает певица Мадонна. С ним встречается Стивен Фрай, хотя масштаб Фрая к Милонову – я бы сказал, миллион к нулю, если бы на ноль можно было делить. 
 
Эти люди действуют по принципу: крикнем громче и нас заметят! Сегодня громкий призыв закручивать гайки приносит хорошие дивиденды. Есть шанс, что заметит не только Фрай, но и царь. Так ничтожное тараканище, кукарача вырастает до размеров страшного зверя. Таракан сидит на холме, усами шевелит и говорит: «Приводите своих деток, я их скушаю». А в качестве деток годится все, что не укладывается в великомудрую политику царя, как ее понимает таракан. Icons – это огромный подарок для таких людей. Для них подарок – любое нестандартное телодвижение, любой выход из строя, поскольку они делают карьеру на том, что сжирают все живое. 

Фотогалерея

  • Фоторепортаж: «Гельман, иконы, Icons, Петербург»
  • Фоторепортаж: «Гельман, иконы, Icons, Петербург»
  • Фоторепортаж: «Гельман, иконы, Icons, Петербург»
  • Фоторепортаж: «Гельман, иконы, Icons, Петербург»
  • Фоторепортаж: «Гельман, иконы, Icons, Петербург»
  • Фоторепортаж: «Гельман, иконы, Icons, Петербург»
  • Фоторепортаж: «Гельман, иконы, Icons, Петербург»
  • Фоторепортаж: «Гельман, иконы, Icons, Петербург»
  • Фоторепортаж: «Гельман, иконы, Icons, Петербург»
  • Фоторепортаж: «Гельман, иконы, Icons, Петербург»
  • Фоторепортаж: «Гельман, иконы, Icons, Петербург»
  • Фоторепортаж: «Гельман, иконы, Icons, Петербург»
  • Фоторепортаж: «Гельман, иконы, Icons, Петербург»
  • Фоторепортаж: «Гельман, иконы, Icons, Петербург»
  • Фоторепортаж: «Гельман, иконы, Icons, Петербург»
  • Фоторепортаж: «Гельман, иконы, Icons, Петербург»
  • Фоторепортаж: «Гельман, иконы, Icons, Петербург»
  • Фоторепортаж: «Гельман, иконы, Icons, Петербург»
  • Фоторепортаж: «Гельман, иконы, Icons, Петербург»
  • Фоторепортаж: «Гельман, иконы, Icons, Петербург»
  • Фоторепортаж: «Гельман, иконы, Icons, Петербург»
 
Комментарий 1. Почему на выставке используются только христианские святыни? Если бы христианин сделал подобное в отношении иудаизма, его бы объявили махровым антисемитом. 
 
Ну, группа AES+F, которая близка многим участникам Icons, сделала так называемый мусульманский проект. Художники показали, как будут выглядеть крупнейшие города мира, в том числе Москва, если в них победит ислам. И охранительных криков братьев-мусульман («братьев» в том смысле, что христианство и ислам – родственные авраамические религии) я что-то не слышал. То есть использование образов из других религий тоже существует.
 
Но главная причина, конечно, в другом. Большинство российских художников, представленных на Icons – это люди христианской культуры, даже если они и неверующие. И они играют с той средой, которая им близка. А как они с образом иудаизма должны играть, если в этой среде не живут? Не знают Торы, не ходят в синагогу, не делают рыбу фиш в Пурим? И кто тогда поймет их игру? Те, кто тоже не знает, не ходит, не делает? Со средой иудаизма, вон, Марк Шагал играл. И что-то я опять же не слышал, чтобы его картины какие-нибудь хасиды требовали запретить на том основании что он недостаточно уважительно изобразил свиток Торы.
 
Комментарий 2. Марат Гельман преследует единственную цель – пиар за счет скандала, который постоянно сопровождает подобные творения. Выставка может вызвать раскол в обществе и даже силовые столкновения. 
 
Я что-то не понял. Это Марат Гельман устраивает силовые столкновения? Это Дмитрий Врубель со своим евангельским проектом устраивает силовые столкновения? Пока что все столкновения устраивали темные люди, известные как православные дружинники и прочие хоругвеложцы. С одним из них, Отраковским, я как-то в прямом эфире даже общался. Это дядя темный настолько, что не знает даже о существовании картины Александра Иванова «Явление Христа народу», и который свято уверен, что на религиозную тему могут быть только иконы. Так кто провокатор – полумифические казаки, требовавшие запретить выставку братьев Чепменов в Эрмитаже, или Пиотровский, который привез потрясающих, с моей точки зрения, современных художников?
 
Дурака провоцирует все, что отлично от его, дурака, мироустройства. И если завтра я надену ролики, зеленые брюки, розовый парик и покачусь в таком виде по Питеру, дурак наверняка оскорбится, назовет провокатором и потребует меня запретить. Хотя именно в разнообразии жизнь. Все мертвые мертвы одинаково, все живые живы по-разному. В этом, кстати, причина, почему я не требую запретить дураков.
 
Комментарий 3. Для некоторых сушеные какашки и дауны – это искусство. У Гельмана на выставке оно изобилует. Спешите!
 
Человек видел картинки с выставки-то?
 
Эпилог
 
Выставка Icons  абсолютно для всех. Туда можно приходить с малыми детьми и крайне пожилыми людьми. Идея выставки сводится к тому, что текст и контекст – это не зафиксированные на все времена, а потому мертвые вещи. Мое любимое из того, что представлено на Icons – это евангельский проект Дмитрия Врубеля. Оказывается, если проиллюстрировать цитату из Библии, затасканную настолько, что она звучит банальностью, пошлостью, не набившими оскомину картинками с Христом, апостолами и людьми в одеждах Древней Иудеи, а проиллюстрировать, скажем, срисованными с фотографий изображениями гопников, беззубых зеков и бомжей, – библейское слово зазвучит очищенно. Тогда оно проявляет свою изначальную силу.
 
Выставка показывает, что любой застывший взгляд – это смерть. Если взгляды, материалы, подходы меняются – значит, идет жизнь. У русской церкви сегодня проблемы с жизнью. С живым словом, живым взглядом, живой, не знаю, архитектурой. Посмотрите, какой вид имеют строящиеся сегодня церкви. Это зады задов существовавших век назад архитектурных задов. Это никакая не классика и не традиция. Это архитектурный погост. Выставка Icons показывает, какой может быть жизнь.
 
***
 
Выставка Icons открывается 29 марта и продлится до 21 апреля. Время работы - с 12:00 до 22:00, без выходных. Стоимость билета: 200 рублей (100 рублей - для льготных категорий). Адрес креативного пространства «Ткачи»: наб. Обводного канала, 60.

Следите за новостями в Петербурге, России и во всём мире в удобном для вас формате: «Вконтакте», Facebook, Twitter, Telegram, Одноклассники




Ранее по теме

Лента новостей

Проверь себя

Собираетесь ли Вы улучшать свои жилищные условия?

Проголосовало: 275

Все опросы…