Общество

«100 книг» для школьников - читать или не читать

3 апреля 2013 16:48 Татьяна Морозова
версия для печати
В середине января Министерством образования и науки был подписан перечень «100 книг» по истории, культуре и литературе народов России, рекомендуемых школьникам к самостоятельному прочтению. Сегодня списки уже есть на сайтах школ – для информирования родителей. Читать или не читать – «МР» спросил у экспертов.
«100 книг» для школьников - читать или не читать

Перечень, как указывается в письме министерства, может быть использован при организации внеклассной работы, в различных формах дополнительного образования (в читательских клубах, студиях, кружках. Рекомендации к работе с перечнем, сам список и пояснения - на сайте http://knig100.spbu.ru/). Указано, что составляли перечень представители Российской академии наук, Российской академии образования, Минкультуры России, Минрегиона России, представители СМИ, общественных и религиозных организаций, учителя.

Дмитрий Спивак, директор Санкт-Петербургского отделения Российского института культурологи, профессор, доктор филологических наук:

«Список не может обсуждаться серьезно, поскольку основан на непонятных, мягко говоря, принципах. В нем сведены воедино беллетристика, драматургия, мемуаристика, культурология и публицистика. Наконец, некоторые сочинения настолько велики по объему (карамзинская «История...»), что требовать их полного изучения от детей негуманно. То же касается и солженицынского  «Архипелага». Неясно, в силу чего такой ограниченный список включает сразу две книги такого видного автора, как Лев Гумилев, и не включает ни одного произведения его прославленной матери».

Лев Лурье, историк,  победитель конкурса «Золотое перо», обладатель «Анциферовской премии»:

«Считаею необязательными в списке: «Дерсу Узала» Арсеньева В., «Батый», Яна.В, «А зори здесь тихие» Васильева Б., «Алмазный мой венец» Катаева В., «Белое на черном» Гальего Р., «Белые одежды» Дудинцева В., «Белый Бим черное ухо» Троепольского Г., «Белый пароход», Айтматова Ч.

Добавил бы «Республику ШКИД», «Чемодан» Довлатова, «Смерть пионерки» Багрицкого, «Одесские рассказы» Бабеля, «1941 год» Григория Бакланова, «Сотников» Василя Быкова, «Исторические анекдоты» Даниила Хармса и «Русскую историю в жизнеописании ее важнейших деятелей» Николая Костомарова».

Игорь Карачевцев, заслуженный учитель России, лауреат премии президента РФ в области образования, абсолютный победитель конкурса «Учитель года России-2003», директор гимназии №166:

«Исключил бы: «Красный террор в России» Мельгунова С., «Алмазный мой венец» Катаева В., «Кортик», «Выстрел» и «Бронзовую птицу» Рыбакова А., «Катакомбы» Катаева В., «Историю России с древнейших времен до конца XXвека» Горинова М., «Зимний ветер» Катаева В., «Затворника и Шестипалого» Пелевина В., «Житие протопопа Аввакума» и другие…

Я бы добавил следующие произведения: В. Астафьев «Прокляты и убиты», В. Быков «Сотников», Бр. Стругацкие «Трудно быть Богом», В. Тендряков «На блаженном острове коммунизма», И.Одоевцева «На берегах Невы», Л. Улицкая «Зелёный шатёр», Н. Бердяев «Истоки и смысл русского коммунизма», В. Аксёнов «Звездный билет», И. Тургенев «Дым», М. Горький «Несвоевременные мысли», А. Веселый «Россия, кровью умытая».

Исключил бы книгу Мельгунова «Красный террор в России», так как есть  «Несвоевременные мысли» А. М. Горького,  где рассказано об ужасах первых месяцев большевистской власти, есть глубокий анализ причин русской трагедии.

По поводу трилогии Анатолия Рыбакова «Кортик», «Бронзовая птица», «Выстрел» - приключения Миши Полякова и его друзей идеализируют обстановку 20-30 годов 20 века, да и мало что дают духовному воспитанию современного подростка.

 Непонятно, почему так много попало в список произведений Валентина Катаева. Скажем, «Алмазный мой венец» искажает образы наших писателей в 20-30 годы, об этом пишет Даниил Гранин в своих последних воспоминаниях. Поэтому я предлагаю взамен воспоминания Ирины Одоевцевой «На берегах Невы» или Юрия Анненкова «Цикл моих трагедий».

 Из современных произведений я бы внес роман Людмилы Улицкой «Зелёный шатер». Яркая драматическая картина человеческих судеб людей послевоенного времени».

Зоя Васильевна Чалова, директор публичной библиотеки имени Маяковского:

«Аз и Я» Сулейманова – странный выбор, этого автора уже никто не помнит. Л.Н. Толстой «Анна Каренина» – знаю, что многие родители против изучения в школе этого произведения. Ян В. «Батый» – очень тяжелый язык. Катаев В. «Белеет парус одинокий», «Зимний ветер», «Выстрел» А. Рыбаков – все это давно устарело. «Братья Карамазовы» Достоевского – рано для школы. «Былое и думы» Герцена – замечательная книга для людей старше 50-ти. А «Выбранные места из переписки с друзьями» Н.В. Гоголя – такую сложную литературу лучше читать после знакомства с Библией. «Живи и помни» В. Распутина – морализаторство, явно не понравится тинейджерам. Молодое поколение тянется к новому, это надо учитывать!

Предлагаю: Стругацкие «Пикник на обочине», «Понедельник начинается в субботу», В. Набоков «Другие берега», Лесков Н. «Кадетский монастырь», Распутин В. «Уроки французского», Толстой Л. «Воскресение», Шмелев И. «Лето Господне».

Сергей Букинич, учитель истории гимназии № 116, «Учитель года -2006»:

«Нельзя не признать - у детей не хватает или времени, или культуры чтения для прочтения произведений, изучаемых на уроках литературы. Теперь нашим ученикам предлагается дополнительный список, который также может остаться на бумаге. На мой взгляд, дебаты о той или иной книге уводят всех в сторону. А суть в том, что у всех разные вкусы и мнения. И почему бы не дать возможность молодому человеку САМОМУ определиться, что ему смотреть и читать после школы!»

Следите за новостями в Петербурге, России и во всём мире в удобном для вас формате: «Вконтакте», Facebook, Twitter, Telegram, Одноклассники



Ранее по теме

Лента новостей

Проверь себя

Что делать с "Лахта-Центром"?

Проголосовало: 893

Все опросы…