Город

Десять ответов на наболевшие вопросы про петербургское метро

10 апреля 2013 17:05 Подготовила Юлия Галкина
версия для печати
Почему проезд в метро нельзя оплачивать банковской карточкой? А при покупке жетонов не выдают чек? Почему некоторые станции постоянно объявляет машинист, а не диктор в записи? «Мой район» попросил пассажиров петербургского метрополитена сформулировать 10 наболевших вопросов про подземку. А представителя ГУП «Санкт-Петербургский метрополитен» и специалиста-энтузиаста – ответить на них.
Десять ответов на наболевшие вопросы про петербургское метро Фото: Trend/Дмитрий Кутиль

 

Почему в подземке нет туалетов?

Отвечает Антон djtonik, автор сайта о петербургском метро: «В советское время туалеты были предусмотрены: их строили в вестибюлях станций. В них зачастую были отдельные входы (с боков, с задней части вестибюля). Если посмотреть на старые фотографии станций, то туалеты видны: та же «Пролетарская», «Проспект Большевиков». Были подземные вестибюли и в Купчине - в переходе от станции метро к железной дороге. Затем, когда в подземке пышным цветом расцвела торговля, использовать эти помещения под туалеты стало просто невыгодно: гораздо денежнее сдавать помещения коммерсантам. Таким образом, сейчас в бывших туалетах зачастую находятся цветочный ларёк, салон сотовой связи, а то и кафе.

А вот туалеты на самих станциях никогда не строили. Абсолютно невыгодно откачивать «продукты» жизнедеятельности пассажиров с минус 60 метров на поверхность. В метро и так достаточно грунтовых вод. Есть служебные туалеты, поломоечная техника. На станциях и в тоннелях стоят большие насосы, предназначенные для нормальной работы метро. Если на них «повесить» ещё и напившихся пива пассажиров, это будет большой риск. То есть вопрос не столько финансовый, сколько приоритетов: метро должно возить пассажиров, а не выполнять несвойственные для него функции. К тому же поездка в метро обычно занимает меньше часа, а наверху в большинстве случаев имеется отдельный туалет или заведение общепита».

Почему в метро нет урн?

Отвечает пресс-секретарь петербургского метрополитена Юлия Шавель. Несколько лет назад в городе активно боролись с терроризмом: все объекты, в которые потенциально можно было заложить взрывчатку, изъяли из «зон риска» - в том числе из метро. С тех пор так и не вернули: по данным «МР», урны есть только в служебных помещениях подземки.

Кстати, пассажиры наверняка замечали, что и лавочки в метрополитене отличаются от уличных: вы не сможете убрать ноги под монолитную скамейку – или спрятать под ней сумку. Это тоже сделано в рамках антитеррористической программы.

Фотогалерея

  • Фоторепортаж: «Петербургское метро»
  • Фоторепортаж: «Петербургское метро»
  • Фоторепортаж: «Петербургское метро»
  • Фоторепортаж: «Петербургское метро»
  • Фоторепортаж: «Петербургское метро»
  • Фоторепортаж: «Петербургское метро»
  • Фоторепортаж: «Петербургское метро»

Сколько длится смена машиниста?

Отвечает Антон djtonik: «Есть три типа смен: в утро, в вечер и «с разрывными». Первый вариант: машинист заступает утром, 6-8 часов катается. Второй вариант: с 12-16 часов, длится рабочий день столько же. «С разрывными» - когда заступаешь на работу с 16-18 часов. Из-за того, что в Петербурге не хватает депо (на 4-й и 5-й линиях депо нет вообще), составы вынуждены «ночевать» на станциях и в тоннелях. Таким образом, машинист «паркует» состав, затем выходит на станцию, где в компании таких же машинистов поднимается на поверхность. Там есть так называемые «комнаты отдыха» - обычно это квартира в непосредственной близости от станции: имеются кровати, холодильник, душ. Иногда такие помещения есть и на самих станциях. После того, как машинист 3-4 часа поспит, в 5 утра он спускается обратно на станцию, садится в свой состав и работает до 8-9 утра.

Не всегда машинист водит поезда «от конечной до конечной»: бывают маневровые работы в депо, иногда машинист целый день «оборачивает» составы на конечных станциях, иногда дежурит в резерве».

Почему при покупке проездного билета не выдают чек с суммой, датой и прочими атрибутами?

Отвечает Юлия Шавель. Есть письмо Министерства финансов от 16 мая 2006 года (№ 03-01-15/3-95), согласно которому при продаже проездных и жетонов применение контрольно-кассовой техники и бланк строгой отчетности не требуются. Налоговая проверка проводится ежегодно в январе: в этом году, в частности, нарушений установлено не было.

Петербургское метро – прибыльное или убыточное предприятие?

Отвечает Юлия Шавель. Метро окупается почти на 90%. Третий год подряд подземка становится лучшим налогоплательщиком Петербурга. Почти все свои расходы метрополитен оплачивает самостоятельно. Доход приносят как перевозка пассажиров, так и другие виды деятельности (например, аренда и реклама).

Зачем нужны женщины в прозрачных будках у эскалаторов?

Отвечает Антон djtonik: «Дежурные по эскалатору следят за безопасностью пассажиров. Станции у нас глубокие, и если пассажир свалится сверху, то будет катиться по эскалатору весьма долго. Также дежурная следит, чтобы в нижнюю «гребёнку» эскалатора не попали одежда, колёса бабушкиных сумок и прочие предметы. Раньше на эскалаторах были кнопки аварийной остановки, потом из-за актов хулиганства их сняли».

Почему некоторые станции объявляют не в записи, а «живым» голосом?

Отвечает Юлия Шавель. На всех станциях петербургской подземки звучит один голос: диктор Михаил Александрович Быков. Перезапись была сделана в 2008 году, когда появилась станция «Волковская». Действительно, машинисты иногда объявляют станции сами: если поезд по некоей причине задерживается – запись (имеющую определенный временной интервал) останавливают и переходят на ручной режим работы. 

Отвечает Антон djtonik: «Если какую-либо станцию объявляют голосом не один раз, а постоянно, это означает, что на ней отключено УПО (устройство поездного оповещения). Образно говоря, это такой «провод», который идёт между рельс на станции и который «транслирует» в поезд объявления: «Станция Чкаловская, следующая...», «Осторожно, двери закрываются». Обычно УПО отключают, когда меняют шпалы. После окончания работ этот кабель возвращают на место».

Почему нельзя оплачивать проезд банковской карточкой?

Отвечает Юлия Шавель. Эта опция зависит не от ГУП «Санкт-Петербургский метрополитен», а от банков. Технически препятствий нет: турникеты и платежные системы готовы принимать карточки. По линии Комитета по транспорту ведутся переговоры с банками.  

В московском метро есть Wi-Fi, а в петербургском – нет. Почему?

Отвечает Юлия Шавель. Пока наша подземка действительно не может обрадовать пассажира еще и такой услугой. Связано это, в первую очередь, с тем, что Wi-Fi может повлиять на работу техники. Во вторую – с потенциальными «пробками». Бесплатный Wi-Fi предполагает, что пассажир будет задерживаться в подземке, фактически используя её как кафе. Что противоречит основной задаче метро: перемещение людей. Если какой-нибудь студент будет нарезать круги в поезде, чтобы, например, отредактировать свою курсовую работу, логистика подземки зайдет в тупик.

Почему постоянно объявляют, что не рекомендуется «приобретать продукцию сомнительного качества» - но при этом по вагонам ходят табуны торговцев и их никто не гоняет?

Отвечает Антон djtonik: «Попрошаек и торгашей должны гонять сотрудники полиции на метрополитене, а также СКМ (служба контроля на метрополитене). Именно они с праздным видом шатаются по станции, стоят у турникетов и занимаются другой «полезной» деятельностью.

Во-первых, штрафы за торговлю и попрошайничество мизерные. Во-вторых, даже заплатив штраф, попрошайка вернётся через 15 минут на станцию и продолжит заниматься своей деятельностью, отбивая таким образом свои затраты. В-третьих, сам СКМ-щик не может задержать нарушителя, это дело полиции, которая весьма инертна. В-четвёртых, торговля происходит, по большей части, не на станциях, а в вагонах. В Москве почти все вагоны оснастили камерами, у нас этого пока не делают. Полицейского в каждый вагон тоже не поставишь. Кроме того, СКМ не всегда работает до закрытия метро, а полицейские запираются в пикетах и спят там, поэтому на некоторых станциях творится анархия (музыканты, ползающие игрушки).

Резюме: проблема транспортной торговли и попрошайничества - это вина нас с вами, пассажиров. Попрошайки и торговцы существуют только потому и только до тех пор, пока мы подаём мнимым нищим, покупаем китайский ширпотреб и заслушиваемся песнями  «подземных» музыкантов. Как только мы прекратим финансировать всю эту братию (сдающую потом деньги невидимому «кукловоду»), вакханалия прекратится сама собой».

Следите за новостями в Петербурге, России и во всём мире в удобном для вас формате: «Вконтакте», Facebook, Twitter, Telegram, Одноклассники



Ранее по теме

Лента новостей

Проверь себя

Что делать с "Лахта-Центром"?

Проголосовало: 896

Все опросы…