Истории

В Петербурге Николай Чудотворец висит на столбе, раздражая прохожих

Пользователь популярного сообщества spb-ru в «Живом Журнале» сетует: месяц назад отправил жалобу на незаконную рекламу мощей на Невском проспекте, получил от чиновников ответ, что реклама демонтирована. А лик святого Николая Чудотворца как был прикреплен цепью к столбу, так там и остался. Откуда берется незаконная реклама и откуда берутся мощи святых у тех, кто такую рекламу размещает, разбирался «Мой район».

Реклама мощей Николая Чудотворца и других святых то и дело появляется на улицах Петербурга последние несколько лет: это и запрещенные самопальные «раскладушки» (специалисты называют их стритлайнами), и согласованные с властями гигантские щиты (билборды). Выполнены они незатейливо: желто-красный фон, «древнерусский» шрифт, номера коммерческих маршруток, которые ходят к церкви от метро «Академическая», или карта, как не заблудиться в поисках мощей на площади Восстания. Снизу подпись: «Российская православная церковь» или «Автономная православная церковь» (РПАЦ). К «нормальной» РПЦ эти люди отношения не имеют.

Рекламируемые артефакты содержатся в металлических реликвариях, под стеклом, в церкви святой Елисаветы на улице Байкова, а также в Знаменском храме на Невском проспекте. Внешне они не отличимы от церквей Московской патриархии.

Представители РПЦ уже заявляли, что подлинные мощи Николая Чудотворца содержатся в итальянском городе Бари, их фрагменты – в нескольких храмах Петербурга, но совсем не в тех, что принадлежат «раскольнической» РПАЦ. Та же история с другими рекламируемыми мощами.

«Откуда исторически взялась эта частица мощей, я сказать не могу, – комментирует протоирей РПАЦ Алексей Лебедев. – Во время первых контактов русских с Византией и после падения Константинополя в Россию попадало множество реликвий, в том числе и мощи. Частицы Николая Чудотворца хранятся в десятках храмов: церкви Пантелеимона на Пестеля, храме Андрея Критского на Рижском, в Никольском соборе. Из Екатерининской церкви на 1-й линии их крали прошлым летом, потом выкинули в Неву. Даже в Италии мощи Николая Чудотворца есть в двух местах: в Бари и во Флоренции».

Историк и религиовед Константин Михайлов отмечает, что проблема поддельных мощей существует с раннего средневековья. «В наши дни совершенно невозможно понять, какие мощи настоящие, а какие - нет. Можно спорить, существовала ли Богородица. Я, например, считаю, что существовала. Но что так называемый «пояс Богородицы» не имеет к ней никакого отношения – это вам любой религиовед подтвердит. Святость мощей можно рассматривать с точки зрения исторической, физической. А можно с точки зрения религиозной. Для верующего не так важно, подлинная ли это частица Николая Угодника. Важно, что многие в это верят. Каждому по вере его воздастся».

Долгое время спор о подлинности мощей не выходил за рамки религиозных организаций. Историю борьбы православных активистов с «церковью Вадима Лурье» (так они называют Автономную православную церковь) можно прочитать в специальной группе «В Контакте». Смольный пока не был замечен в борьбе с нарушениями благоустройства. Сайт «красивыйпетербург.рф» зафиксировал первое обращение с требованием убрать незаконную «раскладушку» в марте 2013 года.



Фото: «Красивый Петербург»

«Ко мне эти щиты отношения не имеют, – продолжает Алексей Лебедев. – Это не моя собственность. Те, кто их расставляет, вероятно, учатся у Московского патриархата. Юбилей Лавры активно освещается: мы видим вывески и видео-ролики, слышим звуковую рекламу. Не понимаю, как можно негативно оценивать подобную рекламу. Плохо, когда священное изображение попирается, портится, а здесь этого нет».

Любая реклама в Петербурге согласовывается с Городским центром размещения рекламы и Комитетом по градостроительству и архитектуре. Закон допускает появление выносных конструкций за пределами исторического центра, но фактически этого не происходит уже несколько лет. «Ставят на свой страх и риск. Такие вещи больше не согласовывают», – ответили корреспонденту «Моего района» в одной из рекламных компаний.

Координатор проекта «Красивый Петербург» Красимир Врански считает, что несогласованная реклама является мусором, и ни один закон не запрещает бороться с мусором на улицах Петербурга. «Не вижу юридических препятствий в том, чтобы провести акцию: пройтись по улицами, собрать «раскладушки» и сдать их в металлолом. Правда, не хочется идти на конфликт с их владельцами».

 

share
print