Истории

Лев Лурье о Борисе Березовском: прохиндей, но не жадный

Жизнь и смерть Бориса Березовского – как готический роман: с нечистой силой (её воплощал сам БАБ), с таинственной кончиной – запертая комната, то ли сам с собой покончил, то ли кто-то другой покончил с опальным экс-олигархом. Петербургский писатель Лев Лурье в своей лекции о Березовском дает характеристику покойному персонажу новейшей российской истории: тщеславный прохиндей – но, по крайней мере, не жадный.

Борис Абрамович Березовский родился в 1946 году. Его родители – типичные представители среднего класса. Был единственным ребенком в семье, о нем много заботились. Не думаю, что это была интеллигентная семья: судя по тому, как воспитали Бориса Абрамовича. С детства он проявлял способности к математике: был одаренный – но не гениальный.

Борис Абрамович был человеком исключительно тщеславным. Он страшно хотел сделать карьеру. При этом стартовые условия у него были очень плохие. Березовский - еврей, в паспорте которого было написано «русский». Однако всякий отдел кадров понимал, кто он. Несмотря на это, Березовский сделал научную карьеру: постепенно рос в чинах. Для этого надо быть организационным гением. Таких людей в то время называли «прохиндеями». Если сравнить житие Бориса Березовского с биографиями других олигархов, станет очевидно, что были и иные пути сделать благосостояние. Понимая, что карьера в науке очень долгая, будущие олигархи – если их интересовали деньги, девушки, отдых в Сочи – становились фарцовщиками или спекулянтами. По этому пути пошли Михаил Фридман и Владимир Гусинский.  

  • TASS_146157.jpg

    Фото: ИТАР-ТАСС

  • TASS_180583.jpg

    Фото: ИТАР-ТАСС

  • TASS_180590.jpg

    Фото: ИТАР-ТАСС

  • TASS_1391824.jpg

    Фото: ИТАР-ТАСС

  • TASS_1961168.jpg

    Фото: ИТАР-ТАСС

  • TASS_2488339.jpg

    Фото: ИТАР-ТАСС

  • TASS_2488341.jpg

    Фото: ИТАР-ТАСС

  • TASS_2488342.jpg

    Фото: ИТАР-ТАСС

  • TASS_2488361.jpg

    Фото: ИТАР-ТАСС

  • TASS_120473.jpg

    Фото: ИТАР-ТАСС

  • TASS_120489.jpg

    Фото: ИТАР-ТАСС

Итак, Березовский сделал блестящую карьеру: написал несколько монографий по экономической кибернетике – это вполне новаторские работы, никакие ЭВМ не углядят в них плагиат. Ему светило звание члена Академии наук СССР. Но тут Всесоюзный институт системных исследований, в котором работал Борис Абрамович, заключил соглашение с концерном Fiat, выпускавшем в городе Тольятти «Жигули». У Бориса Абрамовича завязались теплые отношения с людьми, которые распоряжались машинами. В это же время Березовский познакомился с Бадри Патаркацишвили, который заведовал ВАЗом в Грузии. Тогда Борис Абрамович вот, что придумал.

Все машины ВАЗа уходили «влет», но некоторое количество «Жигулей» шло на импорт: ввозили Финляндия, страны третьего мира. В этих странах ВАЗ – в то время государственный завод – вел себя как цивилизованный продавец. Если были рекламации – машины изымались. По идее, такие машины должны были проходить ремонт, но делалось ли это – понять сложно. И вот забракованные машины начали продавать через основанный Березовским в 1989 году «ЛогоВАЗ». С этого началась жизнь Березовского в бизнесе. А важнейшую роль в организации «крыши» для «ЛогоВАЗа» сыграл Патаркацишвили, который водился с очень разными людьми – в том числе с чеченцами.

В это время в Ленинграде-Петербурге, как и в Москве, происходило быстрое становление бандитизма. Но если у нас были, в основном, славяне (самые крупные – «тамбовцы»), то Москва была поделена между чеченской группировкой и славянскими преступными формированиями. Березовский и Патаркацишвили дружили с чеченцами. У товарищей было разделение труда. Сам Борис Абрамович не занимался силовыми операциями: ответный удар всегда наносили чеченцы Бадри. Известен такой эпизод: в 1993-94-м развернулась борьба за «ЛогоВАЗ» - главными противниками Березовского стали «ореховские» во главе с Сильвестром. И вот, в 94-м году Борис Абрамович подъезжает к зданию «ЛогоВАЗА» - а рядом взрывается «Опель». У водителя Березовского отрывает голову, охранник убит. Но Борис Абрамович, как нечистая сила, смог открыть дверь, выскочить из машины – и отделался лишь ожогом. А вот Сильвестр через некоторое время умер по неизвестной причине.

В том же 1994 году Березовский знакомится с будущим зятем Бориса Ельцина Валентином Юмашевым и начальником личной охраны президента Коржаковым. Они его вводят в так называемый президентский клуб. По всей видимости, Ельцин никак не относился к Борису Абрамовичу: они не были близки. Но Ельцин понимал, что Березовский – способный прохиндей.

Между тем, в стране начинают приватизировать все более вкусные куски собственности, и один из них – «первая кнопка», канал ОРТ (будущий «Первый канал»). Надо сказать, что Борис Абрамович рассматривал телеканал не столько как коммерческий ресурс, сколько как ресурс влияния. К концу 1995 года он получает большой пакет ОРТ, а Патаркацишвили становится заместителем главного директора: отвечает за безопасность и коммерцию. Борис Абрамович никогда не был человеком жадным. Да, он любил одеваться в замечательные миланские костюмы, ходить с самыми красивыми девушками, ездить на невероятных машинах. Но он умел делиться. Поэтому на телеканале он платил очень много тем, кого считал способными. Два главных в этом смысле человека: Александр Невзоров и Сергей Доренко.

1996-й – год выборов Ельцина. Первые опросы показывают: у Зюганова – под 50%, Ельцин явно проигрывает. Березовский собирает всех олигархов: Потанина, Фридмана, Смоленского и других. Встреча проходит в Швейцарии: заключается договор о том, что весь ресурс будет брошен на то, чтобы коммунисты не пришли к власти. Чтобы получить деньги на эту кампанию, проводят залоговые аукционы. Таким образом, в течение очень короткого времени вся ценная государственная собственность делится между участниками «семибанкирщины». Сам Березовский получает «Сибнефть» и четыре больших алюминиевых завода. В это время он – один из самых богатых людей в России.

После победы Ельцина наступает эпоха влияния Березовского: он становится главной теневой фигурой. К этому времени Борис Абрамович добавляет к своим медиа-ресурсам «Московский комсомолец», «Независимую газету», «Наше радио», «Новые известия», «Коммерсант». Я в то время работал в «Коммерсанте»: к чести Бориса Абрамовича надо сказать, что он никогда не обижался на то, что писали в газете, и не оказывал давления на журналистов.

Единственным соперником Березовского был другой медиа-магнат – Владимир Гусинский. Последний был парень поспособней, помощней Березовского. Он никогда не был ученым. Зато служил в армии. Заочно окончил Московский институт культуры, работал режиссером массовых зрелищ. Для сравнения: представьте себе, например, наши «Алые паруса» и то, сколько денег можно на них сделать. Бизнес-карьеру Гусинский начал с продажи загадочных браслетов, которые спасают от сердечных заболеваний. Затем создает банк, покупает телеканал «Русское видео» и с нуля делает НТВ. Покупает «Эхо Москвы», «Итоги». И дружит Гусинский не с Ельциным, а с Юрием Лужковым.

В конце 90-х наступает время операции «Преемник» Ельцина. На авансцене – две большие группы: «семья» (Березовский) и Юрий Михайлович Лужков плюс большое количество губернаторов (в том числе петербургский Владимир Яковлев) иже с ними Евгений Примаков. Идея была в том, что именно Примаков должен стать президентом. Но прежде в 1999 году должны пройти выборы в Госдуму. Сторонники Примакова объединяются в партию «Отечество». Популярность Ельцина в то время – на нуле, надо что-то делать. И вот Борис Абрамович придумывает партию «Единство», а возглавляет ее Сергей Шойгу. В итоге «Отечество» не набрало большинства в Думе, капитулировало и слилось с «Единством» в партию «Единая Россия». Борис Абрамович, который придумал символ ЕР – медведя – все время обижался, что он, мол, создал партию, а она от него нос воротит.

В качестве преемника на пост президента сначала рассматривался министр путей сообщения Николай Аксененко, но у него оказались влиятельные враги – в частности, Чубайс. Следующим «кандидатом» стал Сергей Степашин: но по нему ведь сразу видно, что человек он слабый. И тогда на сцену выходит директор ФСБ Владимир Владимирович Путин. Историю знакомства Путина и Березовского можно изложить только со слов последнего. Борис Абрамович утверждает, что познакомились они благодаря Бадри Патаркацишвили, у которого был филиал «ЛогоВАЗа» в Петербурге. Путин поразил Бадри тем, что вопросы решал быстро и умно, а предложение дать ему взятку мягко отклонил. Вокруг Ельцина таких неистраченных, нескомпрометированных людей в то время не было. 

Путин становится премьер-министром. Затем – взрывы домов в Москве, начало второй чеченской войны. Ельцин уходит, Путин триумфально избирается президентом. Надо сказать, что Владимира Владимировича поддерживал не один Березовский: Путин – результат консенсуса разных сторон влияния. Придя к власти, новый президент начинает восстанавливать то, что позже Владислав Сурков назовет «вертикалью власти». Первой ее жертвой станет Владимир Гусинский. Березовский чувствует, что скоро и в его услугах нуждаться не будут.

Как раз в это время происходит трагическая история с затоплением подлодки «Курск». Путин на эти два дня почему-то пропадает с радаров, а когда появляется – сделать что-то уже поздно. А ОРТ ведет прямой репортаж: и вот, зритель понимает, что гибель моряков – на совести начальства…

Далее выясняется: это Борис Абрамович финансировал чеченских террористов, это он обокрал Самарскую область. Березовский быстро линяет за границу.

Наиболее разумные капиталисты в подобной ситуации, что называется, «выходят в кэш» - как, например, Роман Абрамович. Березовский этого не сделал. Формально его собственность стоила больше, чем у любого человека в России, но он ею не распоряжался. В результате ему пришлось сначала за полцены продать ОРТ, затем – «Сибнефть». Живя в Англии, Березовский пытается финансировать разные проекты, чтобы повлиять на события в России, но большая часть политиков от него брезгливо отворачивается.

Последний удар наносит судебное дело с Абрамовичем. В личной жизни Бориса Абрамовича к этому моменту тоже все грустно: первая жена давно брошена, вторая ушла в 1993 году, третья – два года назад. Шесть детей, пожилая мама. И вот история Березовского заканчивается таинственной смертью – только так и мог он уйти. Жизнь и смерть его по жанру – готический роман. Ванная комната, закрытая изнутри, шарф, какая-то веревка, закрепленная на струне для штор. Одни утверждают, что перед смертью Борис Абрамович написал Путину: умолял позволить ему вернуться в Россию. Но часть друзей утверждает, что не такой он человек был, чтобы униженно просить.  

Лекция была прочитана в музее Эрарта 12 апреля

share
print