Истории

Рейтинг госзакупок, от которых выиграли все, кроме простых жителей Петербурга

Чиновники и фирмы, конкурирующие за выполнения госзаказа, договариваются между собой, чтобы распилить бюджет. В результате бюджетные деньги не экономятся, а о добросовестной конкуренции и качественном выполнении работ говорить не приходится. «Мой район» проанализировал хитрую схему, которая пронизывает все этажи властной вертикали.

Как это работает

Чиновник в рамках выделенного ему бюджета размещает заказы – на покупку молока, благоустройство, празднование 8 марта или экзотику типа «создания искусственной печени» (реальный заказ Министерства обороны). У чиновника есть любимый поставщик – малоизвестная контора, не подающая признаков жизни за пределами сайта госзакупок. Она пишет за чиновника техзадание, взглянув на которое, другие поставщики моментально теряют желание вторгаться в этот чудесный коррупционный микроклимат. На десятках страниц нечитабельного отсканированного текста прописываются параметры типа «пленочка молока не менее 1,2 микрона и не более 1,4 микрона». Таковы ухищрения, позволяющие отсеять ненужных конкурентов и попилить бюджет.

Иногда это делается топорно. Вот техзадание, по которому будут организовывать праздники в округе «Пискаревка» Калининского района в 2013 году:


Изображение: http://zakupki.gov.ru

Цена закупки – 3 млн рублей. В свойствах этого файла указано имя автора – Михаил Лазарев. Оно совпадает с именем руководителя компании «Март Шоу», получившей в итоге праздничные миллионы из муниципального бюджета. Можете проверить сами: на сайте госзакупок нажмите «Документы заказа», «Документы на сайт», в открывшемся файле Microsoft Word – «Файл», «Свойства».

Но чаще технические задания затачиваются под «любимого» поставщика так, что признаки коррупционного распила едва различимы. Конкуренты «любимого» поставщика проявляют упорство, разбираются в нагромождениях бессмысленных параметров, либо жалуются на заказчика в Федеральную антимонопольную службу, либо сдаются, ищут другую закупку, либо договариваются с этим поставщиком.

О чем они договариваются

По закону, закупки стоимостью свыше 100 тысяч рублей должны проводиться на конкурентных торгах. Любимый поставщик чиновника садится с конкурентами за круглый стол. «Эта закупка моя, только мои коровы дают пленку на молоке толщиной 1,3 микрона. Либо вас отсеивают за несоответствие технической документации, либо вы притворяетесь моими конкурентами на торгах. За процент», – говорит будущий победитель торгов. Конкуренты соглашаются, для них это возможность хоть немного присосаться к бюджетному пирогу.

Начинаются торги: чтобы победить в них, предприниматели, по идее, должны снижать начальную (максимальную) цену закупки. В итоге цену на 0,5% снижает единственный «любимый» поставщик. Бюджетные деньги не экономятся, а делятся между чиновником и поставщиками в разных пропорциях по договоренности. Молока, скамеек, воздушных шариков и искусственных органов поставляется меньше, чем требуется. Так выглядит картельный сговор при госкапитализме.

Проведение аукциона, участники которого не хотят конкурировать, само по себе не является нарушением. Но если у ведомства накапливается история таких аукционов, это наводит на некоторые мысли. Сайт «Роскартель» составляет рейтинг таких ведомств, автоматически анализируя сайт госзакупок. По Петербургу рейтинг выглядит так:

Организаторы закупок с признаками «картельного» сговора. Рейтинг 2011-2013

Органы власти и учреждения Петербурга

1. Комитет по информатизации и связи. 47 закупок на 2,04 млрд рублей.
2. Комитет по транспорту. Девять закупок на 1,54 млрд.
3. Комитет по здравоохранению. 75 закупок на 948 млн.
4. Государственное казенное учреждение «Дирекция транспортного строительства» (при Комитете по развитию транспортной инфраструктуры). 11 закупок на 901 млн.
5. ГКУ «Управление заказчика по строительству и капитальному ремонту объектов инженерно-энергетического комплекса» (при Комитете по энергетике). Четыре закупки на 823 млн.
6. ГКУ «Дирекция по организации дорожного движения» (при Комитете по развитию транспортной инфраструктуры). 65 закупок на 728 млн.
7. Комитет по энергетике и инженерному обеспечению. 22 закупки на 356 млн.
8. Александровская больница. 38 закупок на 293 млн.
9. Городской онкологический клинический диспансер. 35 закупок на 291 млн.
10. Комитет по строительству. Две закупки на 243 млн.

Федеральные учреждения, действующие в Петербурге

1. Центр сердца, крови и эндокринологии им. Алмазова. 76 закупок на 2,08 млрд.
2. ОАО «Ленэнерго». Три закупки на 982 млн.
3. «Федеральное управление автомобильных дорог «Северо-Запад» им. Смирнова». 15 закупок на 562 млн.
4. Медицинский университет им. Мечникова. 45 закупок на 406 млн.
5. Санкт-Петербургский государственный университет. 117 закупок на 401 млн.

Муниципальные образования Петербурга

1. «Рыбацкое» (Невский район). Четыре закупки на 51 млн.
2. город Пушкин. Три закупки на 40 млн.
3. город Колпино. Четыре закупки на 39 млн.

Интересно, что в некоторых ведомствах из списка, в частности, в Комитете по энергетике и Комитете по транспорту, в 2012-2013 годах прошли обыски, а в Комитете по строительству сменился глава. Конкурсы без конкуренции в иных ведомствах власть, наверное, рассматривает как нормальное явление.

Мнение эксперта

Павел Мемлер, финансовый консультант: «Картельные сговоры – распространенная практика на госзакупках. Заказчики используют ее, чтобы не привлекать внимание к тому, что один поставщик на протяжении нескольких лет выполняет их заказы. По уму, стоит прописать в законе, что информация обо всех участниках торгов, не только о победителе, должна публиковаться в открытом доступе. Тогда Антимонопольная служба сможет отслеживать подобных спойлеров.

Действующая форма защиты – это замораживание обеспечения заказа. Например,  закупка на 500 млн - 25 млн замораживают на время торгов. Это механизм ограничения недобросовестных и очень мелких поставщиков».

share
print