Истории

Эрмитаж и музей им. Пушкина в Москве поссорились из-за коллекции Щукина и Морозова

В музейном мире началась новая волна противостояния двух крупнейших музеев страны. Эрмитаж и ГМИИ им. Пущкина по-разному относятся к идее воссоздания Музея современного западного искусства. Директор ГМИИ на прямой линии с Путиным потребовала восстановить разрушенный в советские годы музей. Но для этого нужно изъять коллекции картины и из музея им. Пушкина, и из Эрмитажа. Директор петербургского музея Михаил Пиотровский категорически против этого.

Прямая линия с президентом России Владимиром Путиным вынесла сор из музейной избы на всероссийское обсуждение. В музейном мире началась новая волна разногласий между двумя главными российскими сокровищницами мирового искусства – Эрмитажем и ГМИИ им. Пушкина в Москве. Директор московского музея в очередной раз заявила о желании воссоздать разрушенный в советские годы Музей современного западного искусства. Чтобы понимать, в чем суть спора, нужно обратиться к истории проблемы.

В начале прошлого века меценаты Сергей Щукин и Иван Морозов собрали коллекции западной живописи. Собрание получилось великолепным – полотна Дега, Мане, Писарро, Тулуз-Лотрека, Ван-Гога, Гогена, Ренуара и многих других. Переоценить их вклад в развитие отечественного искусства невозможно. Русский авангард родился после знакомства отечественных живописцев с произведениями импрессионистов, постимпрессионистов, фовистов и кубистов. В 1918 году коллекцию национализировали. Так и родились Первый и Второй музеи новой западной живописи. Их расположили в особняках Щукина и Морозова. Через десять лет коллекцию собрали в одном месте – в особняке Морозова: властям потребовался дом Щукина для других целей. Затем коллекции стали изменяться. Часть полотен Музея нового западного искусства отправили в Эрмитаж, взамен из Петербурга прислали другие картины. Некоторые шедевры и вовсе продали. Картину Ван Гога «Ночное кафе» купили зарубежные ценители искусства.  В 1948 году Музей нового западного искусства закончил свое существование по указу Сталина. Полотна поделили между Эрмитажем и ГМИИ им. Пушкина.

  • IMG_4721_Kitashov_Roma_580.JPG

    Фото: Роман Киташов

  • _MG_0306__580_kit.JPG

    Фото: Роман Киташов

  • _MG_0368_Kitashov_Roma_580.JPG

    Фото: Роман Киташов

  • _MG_2417_Kitashov_Roma_580.JPG

    Фото: Роман Киташов

  • _MG_4947_Kitashov_Roma_580.JPG

    Фото: Роман Киташов

  • _MG_6517_Kitashov_Roma_580.JPG

    Фото: Роман Киташов

  • _MG_6521_Kitashov_Roma_580.JPG

    Фото: Роман Киташов

  • _MG_6523_Kitashov_Roma_580.JPG

    Фото: Роман Киташов

  • _MG_6537_Kitashov_Roma_580.JPG

    Фото: Роман Киташов

  • _MG_7605_Kitashov_Roma_580.JPG

    Фото: Роман Киташов

  • _R1U4562_Kitashov_Roma_580.JPG

    Фото: Роман Киташов

  • _R1U8370_Kitashov_Roma_580.JPG

    Фото: Роман Киташов

Директор Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина Ирина Антонова не раз заявляла о том, что нужно воссоздать Музей нового западного искусства. Она требует воссоединения коллекции импрессионистов и постимпрессионистов, которые поделены между музеем им. Пушкина и Эрмитажем. Она и ранее не раз говорила об этом, но на сей раз инициатива прозвучала на всю страну.

«Музей разрушили и изничтожили. Речь идет о нравственной проблеме — об исторической справедливости и восстановлении репрессированного музея», — рассказала Антонова РИА «Новости». С ней согласился и сотрудник НИИ РАХ Андрей Толстой. «Будучи помещенной в отдельный музей, коллекция ГМНЗИ прозвучит гораздо сильнее и целостнее, чем в контексте Эрмитажа, где она является лишь частью огромной экспозиции», - сказал он. Но добавил, что прецедент рискует стать опасным. «Будут припомнены все случаи подобных музейных переделов советского времени, и на основании этого прецедента «реституции» потребуют многие другие музеи», - уверен Андрей Толстой.

Правда, пока говорить о желании иных музеев вернуть коллекции слишком рано. Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский выступает против изъятия картин из коллекции музея Петербурга. Неприкосновенными должны быть и коллекции других музеев страны, считает Пиотровский. «Это уже сформировавшийся организм. Музеи, такие какими они уже сложились, надо холить и лелеять», — сказал он. С ним согласился и ведущий научный сотрудник отдела западноевропейского искусства Эрмитажа Альберт Костеневич. По его мнению, только силовое воздействие способно заставить Эрмитаж отдать часть своей коллекции.

  • 108660_0_446x640.jpg

    Фото: Trend.

  • _MG_6481__580_kit.JPG

    Фото: Роман Киташов.

  • 1v012_Korsakova_Julia_580.jpg

    Фото: Юлия Корсакова.

  • 129574_0_452x640.jpg

    Фото: Trend.

  • 1w007_Korsakova_Julia_580.jpg

    Фото: Юлия Корсакова.

  • 75748_0_443x640.jpg

    Фото: Trend.

В споре двух ведущих музеев страны есть и еще один момент, о котором глава ГМИИ им. Пушкина ничего не сказала во время прямой линии с Путиным. Михаил Пиотровский напомнил о том, что во время создания музея им. Пушкина в 20-е года прошлого века из Эрмитажа перевели полторы тысячи полотен. «Эрмитаж был разграблен — так что давайте восстанавливать Эрмитаж», — сказал Пиотровский. И добавил, что во время раздела Музея нового западного искусства большая часть работ досталась как раз московскому музею. Так что получается, что директор музея им. Пушкина хочет восстановить историческую справедливость, но не во всем ее многообразии, а лишь эпизодически.

Так чем же завершится спор? Во время прямой линии Путин поддержал Ирину Антонову, но оговорился, что решение должно принять музейное сообщество и Министерство Культуры. Так что в этот самый момент там определяют границы исторической справедливости. 

share
print