Город

Мариинка-2 открывается: хроника 16-летнего строительства

2 мая 2013 10:47 Подготовил Андрей Сошников
версия для печати
2 мая, новая сцена Мариинского театра откроется гала-концертом для ветеранов театрального искусства. Закончилась 16-летняя эпопея со строительством здания на Театральной площади, которое на время капитального ремонта заменит собой основное здание, а потом, по идее, должно его дополнять. С 1999 года у проекта сменилось три архитектора и множество подрядчиков. Как это было, вспоминает «Мой район».
Мариинка-2 открывается: хроника 16-летнего строительства Фото: wikimedia.org(user:AngMoKio)/Дмитрий Кутиль

1860. На месте сгоревшего цирка появляется новый Императорский театр по проекту архитектора Кавоса. По мнению современников, здание многое унаследовало от эклектичной безвкусицы цирка-шапито. Сейчас первая сцена Мариинского театра считается одним из символов петербургского неоренессанса.

1997. Художественный руководитель Мариинского театра, занимающий этот пост с 1988 года, Валерий Гергиев обращается к президенту Борису Ельцину с предложением построить новый театр. Детали предстоящего строительства не раскрываются. Сообщается лишь, что единственный зрительный зал на 1600 мест не вмещает всех желающих, а зданию 1860 года пора на капитальный ремонт.

Проект Эрика Мосса
 
1999-2002. Гергиев получает от Владимира Путина принципиальное согласие на строительство второй сцены. И продвигает проект американского архитектора Эрика Мосса на 2000 мест стоимостью примерно 4,5 млрд. руб. Автор сравнивает свое детище со «сваленными в кучу мусорными мешками», а петербургская публика воспринимает его в штыки. Архитектурный критик Михаил Золотоносов пишет об угрозе появления на Театральной площади «гигантской соплевидной улитки из битого стекла, по которой будут ползать казявоподобные существа». Прозвище «мусорный мешок» надолго прилипает к самому Моссу.
 
 
Привлечь американца – личная инициатива Гергиева, переоценившего, как тогда писали, свое влияние. Из двух проектов – американского и «откровенно бездарного», по оценке главного архитектора Петербурга Олега Харченко, российского – выбирают первый. Чтобы притушить волну негодования, правительство города организует еще один конкурс. 

Проект Доменика Перро
 
2003-2004. Проект второй сцены Мариинского театра Эрика Мосса признают «несоответствующим строительным нормам». В Академии художеств проходит выставка новых проектов, где, помимо доработанной концепции Мосса (мусорные мешки превратились в каменные глыбы), представлена работа французского архитектора Доменика Перро. Театр – громада черного мрамора – помещен внутрь золотистого кокона, что вызывает аллюзии с золочеными куполами храмов Петербурга. Француз побеждает в конкурсе у десяти конкурентов. Ориентировочная стоимость строительства – 9,6 млрд. Количество мест в зрительном зале остается неизменным.
 
2005-2007. Эксперты обнаружили, что в документации генерального проектировщика второй сцены Мариинского театра отсутствуют проекты водоснабжения, канализации и вентиляции. Северо-Западная дирекция по строительству отказывается от услуг Доменика Перро, его архитектурное бюро в России расформировано. Новый генпроектировщик за пару месяцев устраняет 286 замечаний к работе Перро. Утвержденный проект оказался настолько далек от изначального (концепцию купола упростили, здание стало меньше), что француз, формально остававшийся автором новой сцены, пригрозил отказаться от авторства.

Проект Diamond&Schmitt

2008-2011. После чехарды ведомств, ответственных за строительство, Владимир Путин заявил о необходимости нового конкурса для второй сцены Мариинского театра. Достраивать здание взялось канадское бюро Diamond&Schmitt, при этом стоимость проекта возросла с 9 до 20 млрд. рублей.



Фотогалерея

  • Фоторепортаж: «Строительство второй сцены Мариинского театра»
  • Фоторепортаж: «Строительство второй сцены Мариинского театра»
  • Фоторепортаж: «Строительство второй сцены Мариинского театра»
  • Фоторепортаж: «Строительство второй сцены Мариинского театра»
  • Фоторепортаж: «Строительство второй сцены Мариинского театра»
  • Фоторепортаж: «Строительство второй сцены Мариинского театра»
  • Фоторепортаж: «Строительство второй сцены Мариинского театра»
  • Фоторепортаж: «Строительство второй сцены Мариинского театра»
  • Фоторепортаж: «Строительство второй сцены Мариинского театра»
  • Фоторепортаж: «Строительство второй сцены Мариинского театра»
  • Фоторепортаж: «Строительство второй сцены Мариинского театра»
  • Фоторепортаж: «Строительство второй сцены Мариинского театра»
  • Фоторепортаж: «Строительство второй сцены Мариинского театра»


Проект называют компромиссным, хотя он не вписывается в историческую застройку со стороны Крюкова канала. В качестве компенсации застройщик обещает восстановить фрагмент Литовского рынка: памятник архитектуры XVIII века снесли в 2005 году для забивания свай будущей стройки. Архитектурным критикам не дает покоя «вторичность» и «чрезмерный функционализм» проекта. Владимир Ропшинов пишет, что видел похожее здание в Берлине, Михаил Золотоносов – что «большой сарай в форме параллелепипеда» уже строится на Лиговском проспекте (торговый центр «Галерея») – зачем Петербургу еще один? А  Григорий Ревзин увидел в нем «нечто среднее между универмагом и «Макдональдсом»».

Учитывая, сколько проблем области архитектуры возникает в Петербурге ежегодно, о новой сцене благополучно забыли, пока с нее не сняли леса.

Фотогалерея

  • Фоторепортаж: «Вторая Сцена Мариинского Театра»
  • Фоторепортаж: «Вторая Сцена Мариинского Театра»
  • Фоторепортаж: «Вторая Сцена Мариинского Театра»
  • Фоторепортаж: «Вторая Сцена Мариинского Театра»
  • Фоторепортаж: «Вторая Сцена Мариинского Театра»
  • Фоторепортаж: «Вторая Сцена Мариинского Театра»
  • Фоторепортаж: «Вторая Сцена Мариинского Театра»
  • Фоторепортаж: «Вторая Сцена Мариинского Театра»
  • Фоторепортаж: «Вторая Сцена Мариинского Театра»
  • Фоторепортаж: «Вторая Сцена Мариинского Театра»


2012-2013. Со второй сцены Мариинского театра снимают леса, первый показ назначен на 2 мая 2013 года. Горожане в ужасе: в петербургской дымке здание уже не видится в персиковом цвете, как на трехмерной модели архитекторов. Изящный козырек из проекта заменен на прямой, как с остановки общественного транспорта. Журналист Даниил Коцюбинский сравнивает получившееся с «саркофагом над Чернобыльской АЭС», а журналист Дмитрий Губин ставит точку в многолетней эпопее: «Театр выпадает как прямая кишка на четвертой стадии геморроя».
 

Следите за новостями в Петербурге, России и во всём мире в удобном для вас формате: «Вконтакте», Facebook, Twitter, Telegram






Ранее по теме

Лента новостей

Проверь себя

Что делать с "Лахта-Центром"?

Проголосовало: 233

Все опросы…