Общество

«Лайк» - это символ того, что в мире воцарился новый политический строй

8 мая 2013 11:04 Подготовила Нина Астафьева
версия для печати
Делать рекламу фильму, статье, товару с помощью одного лишь движения пальцем мы уже научились. Каждый день миллионы пользователей соцсетей ставят «лайки» понравившимся сообщениям, тем самым обеспечивая информацией армию рекламщиков и социологов. Что дальше? Рассказывает Павел Гуров, специалист в области цифровой рекламы и копирайтер.
«Лайк» - это символ того, что в мире воцарился новый политический строй Фото: flickr.com ( IronRodArt - Royce Bair ("Star Shooter"),macarhign)/Дмитрий Кутиль

 

«Лайк» стал тестироваться в Facebook в 2009 году, в 2010-м его запустили. Тут же появилась функция  - прикручивать знак  «лайка» к любой странице на любом сайте — Facebook затеял это ради своей же экспансии. Сейчас «лайки» есть у «Одноклассников», «ВКонтакте», «Инстаграмма», Foursquare. Для рекламодателя основное преимущество «лайка» - в том, что поставивший его пользователь тут же открывает информацию если не о себе, то о своих друзьях. А среди них тоже можно найти клиентов.

Подсчитано, что среднее количество социальных связей — 180 человек, включая родственников, начальство, школьных друзей. Этот показатель одинаков для всех стран и даже для всех времен. Когда археологи раскопали пещеры первобытных людей, в каждой пещере нашли порядка 180 скелетов — столько насчитывала обычная родовая община в эпоху неолита.

Предыдущая информационная революция была в XVI веке, когда Гутенберг изобрел свой печатный станок. Стали массово печатать Библию, и новое развитие получила религия. Человечество тогда разделилось на авторов и публику. Сейчас мы имеем дело даже не с информацией, а с контентом, а ваш «лайк» — тоже, по сути, контент. Так уж совпало, что политический строй наш перестал существовать практически одновременно с этой информационной революцией. Модерн-капитализм закончился 11 сентября 2001 года, и началось что-то новое. Так сказал известный американский ученый, автор книги «Нетократия» Александр Барт.

По мнению Барта, нынешнее население делится уже не на пролетариев и буржуа, а, условно говоря, на консьюмерат (потребителей) и нетократию. Вторые — это те, кто управляет контентом, то есть властители дум в цифровую эпоху. Как вы знаете, во «ВКонтакте» есть обычные аккаунты, а есть подтвержденные, как у Собчак и Медведева, их перепост или «лайк» весит больше, чем «лайк» обычного пользователя. Сейчас у нас появились публичные люди, которые не известны ничем, кроме того, что они — публичные люди. Но в сети к их мнению прислушиваются, их посты перепечатывают — недаром Ксения Собчак в русском списке «Форбс» оказалась более влиятельной фигурой, чем Никита Михалков, хотя денег заработала меньше. Только лишь потому, что про нее больше писали социальные медиа. Она придумала оригинальный ход: ретвитит все новости про себя, в том числе откровенно оскорбительные.

При капитализме все можно было купить за деньги, в том числе внимание. Сейчас вы за внимание можете получить деньги.

Ученые из Кембриджа анкетировали 58 тысяч пользователей и выяснили, что в 88% случаев можно, проанализировав  «лайки», угадать сексуальную ориентацию пользователя. Столько же шансов узнать о политических пристрастиях. 65% невольно раскрываются на предмет того, пробовали ли они наркотики.

У Цукерберга все время спрашивают, почему в Facebook нет  «дислайка» – как-то напрягает «лайкать» сообщение о трагедии, но поделиться-то им хочется. Вообще, в интернете очень часто нужно выразить «хейтерские» (от глагола to hate, ненавидеть - «МР») эмоции. Но основатель Facebook сказал, что «мы за добро, за то, чтобы все объединились, поэтому никаких «мне не нравится» не будет». Кстати, первым знак «лайк» придумал голландец, создатель соцсети Surfbook, но Facebook у него выкупил идею. Сейчас мне кажется, что будущее за теми программами, которые будут информировать о том, что вы делаете, вообще не требуя ни единого нажатия на кнопку. Скажем, вы подключаетесь к Wi-Fi-сети в ресторане — и она тут же дает значок как в ICQ, что вы обедаете. Собственно, сеть PES это уже делает.

Эволюция 2013 года — «лайк» становится платным: если ты отправляешь сообщение человеку, не являющимся твоим другом, ты должен заплатить порядка 25 рублей, иначе оно попадет в папку «другое» без всяких извещений о том, что пришло новое сообщение. Якобы разработчики намерены таким образом бороться со спамом, но мы-то знаем, что истинная цель — коммерциализация. На канале «Дождь» сервис «лайкнуть рублем» действует уже несколько месяцев.

Не стоит удивляться, что какая-то новинка впервые будет опробована в России, потому что наше население уже гораздо более смартфонизировано и соцсетизировано, чем, например, испанское. Испанцы во время сиесты прекрасно общаются друг с другом в офлайне. Русский язык стал вторым по популярности в интернете, обогнав китайский. «ВКонтакте» перестали называть Russian clone of Facebook, потому что теперь это самая крупная социальная сеть в Европе и пятая — в мире. В Facebook сейчас миллиард пользователей, и только 10 миллионов из них — россияне.

С другой стороны,  Facebook уже внедряет такую новинку, как право на аккаунт умершего человека: он официально передается ближайшим родственникам. На аватарке рисуется надгробье, но родственники могут редактировать главную страницу. Они, к примеру, не допустят, чтобы покойный рекламировал ту компанию, которую на самом деле терпеть не мог.

Сейчас мы стоим на пороге новой интернет-революции, и она заключается в том, что в интернет приходит второй миллиард пользователей. С первыми пользователями, практически на 100% совпадающими с представителями того самого «золотого миллиарда», все было понятно. В основном, это, конечно, были люди не из России: в 80-х годах компьютеры с модемами работали, в основном, для нужд ученых и военных. В общем, 20 лет интернет служил нуждам образованных, обеспеченных людей. Сейчас он открыт для всех — в том числе для тех, кого мы называем гопниками и школотой. А они тоже будут ставить «лайки» и голосовать, на них тоже будут ориентироваться маркетологи. Кстати, экспансия школьников в  Facebook уже привела к тому, что успешные менеджеры, которым раньше вполне хватало общения в американской сети, стали искать себе гавань в «ВКонтакте».

Возьмем какое-нибудь электронное СМИ. С бумажными все было ясно: главный редактор решал, какой материал должен идти на передовицу, какой - на вторую полосу. В интернет-газете решает пользователь — по количеству «лайков». Да, большинство предпочтений отдается несерьезным новостям: тому пример — синдром упоротого лиса. Если новость о нем кликнули больше человек, чем новость о Навальном, да к тому же у этих кликнувших — более обширные списки друзей, значит, она важнее.

Подсчитано, что один «лайк» москвича в сети  Facebook стоит 9, 62 рубля, «лайк» петербуржца — 6,22. «ВКонтакте» расценки: 4,21 и 3,52 рубля соответственно. По пять с половиной рублей стоят «лайки» в  Youtube и Instagram —таковы данные со специальных бирж. Желание заработать на «лайках» — одна из причин появления фейковых аккаунтов.

Можно заметить, как у людей меняются пристрастия в пользу коротких месседжей. Больше всего «лайков» получает фото. Раньше основным пользователем интернета был человек интеллигентный, поэтому контент был, в основном, текстовый, а сейчас - массовый пользователь не умеет нормально писать. Спасибо нашему школьному образованию. Изначально средний размер поста составлял 3000 знаков, потом начались блоги — 1500. В «Твиттере» — 140. «Инстаграм» и «Форсквер» – один знак. Во-первых,  «лайки» ставят чаще женщины, а они любят глазами. Во-вторых, люди в большинстве своем визуалы. Видео не должно занимать больше двух минут. Месседж соберет больше всего «лайков», если в нем всего одно предложение.

Ну а будущее — за новыми системами вроде Google-очков, то есть очков, которые транслируют тебе картинки прямо к глазам. Есть уже контактные линзы, есть перчатки Google gloves. Выражать симпатии и антипатии скоро сможет сам организм, не дожидаясь, пока хозяин что-то «лайкнет». Интернет уже повлиял на эволюцию человека: память стала работать специфически, и мозг тоже. Поскольку обезьян уже научили общаться по скайпу — как известно, приматы хорошо могут освоить язык жестов, - нас ждут новые революции контента.

Следите за новостями в Петербурге, России и во всём мире в удобном для вас формате: «Вконтакте», Facebook, Twitter, Telegram, Одноклассники



Ранее по теме

Лента новостей

Проверь себя

Что делать с "Лахта-Центром"?

Проголосовало: 848

Все опросы…