Истории

Депутаты предложат петербуржцам следить за мигрантами

Человек в жилетке с надписью «Миграционный патруль» останавливает прохожего с «нетитульной» внешностью, просит предъявить документы. Человек в жилетке – не сотрудник полиции или миграционной службы, но все равно имеет право интересоваться паспортом прохожего. Добровольческие миграционные патрули уже есть в Москве – вскоре, возможно, появятся и в Петербурге. «Мой район» узнавал, кто и зачем готов записаться в патрульные, если в городе примут соответствующий закон.

 

Законопроект о миграционных патрулях – а вернее, поправки к действующему закону «Об участии граждан в обеспечении правопорядка в Санкт-Петербурге» - городской парламент рассмотрит в среду, 15 мая. Авторы поправок – депутаты ЗакСа Виталий Милонов и Виталий Мартыненко. Они считают, что петербуржцы-добровольцы могли бы помочь правоохранителям и сотрудникам УФМС следить за тем, чтобы мигранты соблюдали закон. «Например, можно было бы на конечных станциях метро выставить патрули: они бы следили, чтобы мигранты не занимались нелегальными перевозками, незаконной торговлей», - пояснил Милонов.

О том, что в Петербурге хотят создать миграционный патруль, СМИ писали еще в феврале. Тогда Виталий Милонов рассказывал, что с такой инициативой к нему приходили разные общественные организации. Корреспонденту «МР» депутат пояснил, что «организации» - это «Народный собор», «Родконтроль», «Социальный мониторинговый центр». Кроме того, «порядка ста человек за полгода приходили на прием и говорили, что готовы бесплатно участвовать в патрулях, помогать защищать интересы государства», - отметил Милонов.

«Мой район» нашел людей, которые хотят записаться в патрульные.

Иван, представитель «Родконтроля» (общественная организация, специализирующаяся на детской безопасности): «Если всё будет в рамках закона, я готов хоть этим вечером выехать в рейд. Объективная картина такова, что сотрудников полиции мало. Вечером идешь по району – тихий ужас. Приезжие ведут себя вызывающе. Еще года четыре назад узбеки были бесправными и вели себя соответствующе – ходили спокойно. А сейчас – с алкоголем, идут, разглядывают тебя. В моем понимании, миграционный патруль нужен для «усиления» участкового. Потому что участковый придет в «нехорошую» квартиру, ему там дадут 5 тысяч рублей, он развернется и уйдет. Но если будет гражданская проверка, участковому придется оформить протокол. С другой стороны, некоторые индивиды могут использовать миграционные патрули, чтобы прессовать неугодных лично им гастарбайтеров, так что добровольцев надо тщательно «фильтровать». Выяснять отношение к национальному вопросу: если он агрессивный – готов бить-убивать – то давай, до свидания».

Владимир Гуреев, житель Невского района: «Патрули нужны и как можно скорее. Почему? Человек, попавший в необычную для себя среду – легальный то мигрант или нет – не совсем адекватно себя ведет. Люди, которые выросли в Петербурге, понимают правила: например, знают, кому уступать место в транспорте. Мигранты – нет: зато они любят собираться группами, вызывая недоумение, а то и настороженность со стороны горожан. Патрульный, увидев подобное скопление, мог бы подойти и спросить: «В чем дело? Вам чем-то помочь?» Ведь обычный житель этого не сделает: из опасений или других соображений. Если у мигрантов были не очень хорошие намерения, после вопроса патрульного они разбегутся. Патрульные, на мой взгляд, должны проводить разъяснительную работу среди мигрантов – без столкновений и применения силы. Любой приехавший должен знать, кто в доме хозяин. Добровольцы, патрулирующие территорию – представители хозяев».  

И «Родконтроль», и «Народный собор», и «Социальный мониторинговый центр» в той или иной мере имеют отношение к депутату Милонову. «МР» стало известно, что в патрулях не прочь поучаствовать и «Молодая гвардия» - молодая поросль «Единой России». Национально-демократическая партия, которая с Виталием Валентиновичем никак не аффилирована (но риторику которой Милонов, такое ощущение, перехватил), тоже готова участвовать в патрулях. Но не уверена, что ее возьмут. «Вопрос в том, как будут формироваться патрули. Идея о том, что будут «свои», которым можно, и все остальные, которым нельзя – дискриминационная и антиконституционная», - говорит глава петербургского отделения партии Андрей Кузнецов.

На самом деле, в патрули возьмут «ветеранов ВДВ, адекватных казаков – их немного, но они есть, представителей общественных организаций – в первую очередь, «Народного собора», в общем, тех, кто хорошо себя зарекомендовал», - сообщил «МР» руководитель «Народного собора» в Петербурге Анатолий Артюх. Миграционные патрули – это во многом его идея. Националистов, говорит Артюх, тоже будем брать: но националистов в хорошем смысле слова – не нацистов. Представители диаспор, радеющие за будущее России, тоже могут участвовать – благо они уже вышли на контакт по этому поводу. «Бандиты не имеют национальности», - резюмирует Артюх.

Кстати говоря, диаспоры в этом году уже создавали мини-дружину: сами мигранты должны были проконтролировать, чтобы их земляки не нарушали закон. Узбекско-киргизский патруль из трех человек два месяца следил за порядком в Апраксином дворе. Президент общества соотечественников Узбекистана «УМИД» Алиджан Хайдаров рассказал «МР», что «нарушений выявлено не было», и патруль приостановил свою деятельность.

Анатолий Артюх утверждает, что уже сейчас в некоторых районах Петербурга действуют дружинники, которые пытаются помогать правоохранителям выявлять нелегалов: «Например, в районе станции «Парнас» время от времени мы выставляем дружины. Добровольцы стараются проконтролировать ситуацию с мигрантами. Потом данные направляют правоохранительным органам, а они… не реагируют». Никаких полномочий у добровольных патрульных сейчас нет.

В УФМС по Петербургу и Ленобласти корреспонденту «МР» заявили, что готовы работать с миграционными патрулями – если на то будет специальный закон. В отличие от депутата Милонова, миграционная служба пока не получила ни одного конструктивного предложения на сей счет.

Напомним, что в феврале московские СМИ сообщали о создании в столице миграционных патрулей. 

share
print