Культура

Рецензия: «Девушка и смерть» - Пушкин наше ничто

16 мая 2013 11:26 Евгений Бабушкин
версия для печати
В российский прокат вышел новый фильм Йоса Стеллинга «Девушка и смерть» - он снят в Германии на русские деньги великим голландским режиссером, и это редкий случай, когда международное сотрудничество дало отличный результат. Людям, незнакомым с творчеством Стеллинга, понравится сцена изнасилования Ренаты Литвиновой, остальным тоже скучать не придется.
Рецензия: «Девушка и смерть» - Пушкин наше ничто Фото: Кадр из фильма "Девушка и смерть"

Есть фильмы-обманки.  Кинешь взгляд – дрянь фабричная, приглядишься – вещь антикварной прелести.  «Девушка и смерть» притворяется костюмной мелодрамой, голливудской безделкой про красивую дворянскую жизнь.

Есть все внешние признаки жанра: кружева, платья в пол, старинная усадьба и тенистый парк,  навязчивый звон фортепиано.  Место действия – огромная, но до духоты тесная гостиница где-то в Германии. В холле (скупой призрачный свет, как на некоторых картинах голландских мастеров) томится  стайка проституток. В Элизу, прекраснейшую из них  (Сильвия Хукс),  влюбляется русский студент Николай (Леонид Бичевин). Черный плащ и усики  - жуть до чего романтичный.

История банальна,  как  книжка "Все произведения русской классики в кратком изложении".  Любовь к проститутке, туберкулез, карточная игра, хромоногий гость, вечная любовь - почти невыносимый набор штампов.   Вплоть до того, что влюбленные читают друг другу Пушкина нараспев (с этого кадра – томик с золоченой надписью Poushkine– и начинается  фильм). 

Фотогалерея

  • Фоторепортаж: «Фильм "Девушка и смерть"»
  • Фоторепортаж: «Фильм "Девушка и смерть"»
  • Фоторепортаж: «Фильм "Девушка и смерть"»

В общем, и на грани, и за гранью фола – как будто сдулся Стеллинг, состарился. Достаточно посмотреть дурно сделанный трейлер, чтобы заранее пропитаться к этому фильму ненавистью.

Но если приглядеться – непросто все в этой усадьбе и в этом фильме.  То старая шлюха вдруг разражается трагическим монологом, притворяется мертвой и оживает под аплодисменты пьяниц. То мрачный маскарад прерывается карточной игрой, и с игроков в буквальном смысле слова стекают лица. И отчего все говорят шепотом? И зачем все стелются по стенам и избегают прикосновений?  

Странная гостиница населена странными людьми.  Мрачный вышибала Бруно (Максим Ковалевский), который разговаривает исключительно обезьяньими гуканьями. Немой консьерж с лицом, похожим на череп (Роман Конле). Не открывающий глаз носильщик, граф с нарисованными чертами лица - о да, если приглядеться, то  кружевная и фортепианная муть оказывается лишь декорацией. И правит в этом царстве дозированного сюрреализма Рената Литвинова в роли бордель-маман – кукольные, ломаные, лживые жесты, боль во взгляде. Пожалуй, Стеллинг лучше всех использовал специфическую манеру этой актрисы, когда смысл прячется не в словах и движениях, а в тревожной мелодии голоса и абсурдной скульптуре тела.

В шатких декорациях любовного романа 19 века Стеллинг рассказывает свою привычную историю - о невозможности коммуникации. Экзистенциализм Стеллинга - гендерный: с Другим невозможно наладить связь, потому что Другой - женщина. Точнее, наоборот: подчеркнутая чужеродность и непознанность женской природы становится метафорой недостижимости другого человека.  На первый взгляд, влюбленным мешают соединиться внешние обстоятельства – самодур-покровитель, цербер Бруно и чудовищный  долг за гостиничный номер. На самом деле, их счастье вдвоем невозможно, потому что оно невозможно вовсе - такова мораль и боль Стеллинга. 

Он мастер света и композиции, но враг диалога: Стеллинг сознательно снимает фильмы почти немые, где звук человеческой речи несет не больше смысла,  чем скрип двери.  Это его фирменный стиль,  но будем честны -  режиссеру просто медведь на ухо наступил.  И поэтому когда русские актеры открывают рот –  и Сергей Маковецкий в роли старого Николая, и особенно Бичевин со Светличной – они говорят с каким-то тюзовским надрывом.  Все,  кроме Литвиновой, у которой надрыв заложен в актерской природе, поэтому она органична, она вытягивает весь ансмабль. В общем, лучший способ смотреть «Девушку и смерть» - с затычками в ушах. Ей Богу, картинка так хороша, что слов и не нужно.   

Фильм начинается и заканчивается в точности, как «Стрелочник» - фильм Стеллинга 1986 года: цитирование -  покадровое.  В начале – мчится поезд, и в нем бессмысленно дремлет одинокий пассажир; в конце – луч солнца падает на укутанный живописной паутиной труп.  Это не значит, что Стеллинг исписался – просто тридцать лет назад он снял настолько удачный фильм, что не считает нужным искать новый киноязык.  Впрочем, Йос Стеллинг один из немногих режиссеров, кто может  позволить себе повторяться.

Девушка и смерть (Het Meisje en de Dood)

Страна производства: Нидерланды, Россия, Германия

Бюджет:  3,5 миллиона евро

Автор сценария и режиссер: Йос Стеллинг

Оператор: Герт Гилтав

В главных ролях: Леонид Бичевин, Сильвия Хукс, Рената Литвинова, Сергей Маковецкий, Максим Ковалевский,  Роман Конле и другие

 

 

РЕЖИССУРА: 9 из 10

АКТЕРСКИЙ СОСТАВ: 7 из 10

СЦЕНАРИЙ: 6 из 10 

Следите за новостями в Петербурге, России и во всём мире в удобном для вас формате: «Вконтакте», Facebook, Twitter, Telegram, Одноклассники




Ранее по теме

Проверь себя

Собираетесь ли Вы улучшать свои жилищные условия?

Проголосовало: 282

Все опросы…