Истории

Почему не видно карикатур на президента Путина и губернатора Полтавченко

Известный петербургский художник Виктор Богорад — о том, куда делась политическая карикатура в нашей стране.

Петербургский художник Виктор Богорад, обладатель 16 международных премий, рассказал «Моему району» о том, почему на политиков сегодня не рисуют карикатур и почему снова актуальны картинки начала 1990-х.



— Над чем сегодня шутят карикатуристы?

— Удивительная тенденция: картинки, которым лет 20, вновь становятся актуальными: и ЖКХ, и рост цен, и инфляция, и коррупция — все один к одному. Меня это поражает. У меня есть картинка 1989 года: два бомжа на помойке выпивают и один другому говорит: «На Западе жизнь хорошая, но бездуховная». Она и в то время, и сейчас, когда в «Фейсбуке» появилась, собрала колоссальное количество отзывов. Тема та же — терпите и гордитесь. История в России ходит по кругу. И это печально. Власть даже новых глупостей не придумывает.

— Есть темы, которые карикатуристы обходят?

— Не принято шутить про церковь — из-за реакции общества и властей. Это пошло со времен скандала с датскими карикатурами на пророка Мухаммеда. Даже безобидные, казалось бы, картинки перестали проходить в печать. Например, карикатура, на которой боги смотрят телевизор, где показывают военные действия, и говорят: «И зачем мы все создавали?» Так вот, ее сняли. Мало ли, Роскомнадзор или прокуратура прицепятся?
Не принято шутить про региональную власть. Не потому, что запрещено, а потому что редакторы газет не хотят портить отношения с властью, от которой зачастую финансово зависят. Это произошло после ухода Ельцина. На Ельцина можно было рисовать вовсю, и местным губернаторам доставалось — тогда их еще выбирали, а не назначали. А когда стали назначать — стало не принято и рисовать их.
Потом попали под запрет темы о гомосексуализме — а вдруг сочтут за пропаганду? У нас законы достаточно расплывчаты. Кто в балете увидит педофилию, кто в карикатуре — экстремизм. У редакторов СМИ срабатывает самоцензура. Поэтому мало рисуют карикатур на Путина. На  Медведева еще могут — как на мальчика для битья.
Политические картинки уходят в интернет. Картинки Сергея Елкина вместо транспарантов несут на митингах оппозиции. Он — как тот мальчик: «А король-то голый!»

— Чем бы в России закончилась датская история с карикатурой на пророка?

— После Pussy Riot стало ясно: если власть потребует процесс, она его проведет. Самые безобидные карикатуры с участием служителя церкви или полицейского могут трактоваться как угодно: как разжигание социальной вражды, оскорбление чувств верующих. Закон так написан.


Рисунок: Виктор Богорад


— Почему нет карикатур на громкие городские дела — «трубное», «мусорное», «сосули»?

— Наша региональная власть не любит, когда над ней смеются. Когда вы в последний раз в СМИ видели карикатуры на Матвиенко, Полтавченко? Их просто нет. Я не видел, и мне их не заказывают. Карикатуру на Матвиенко могли напечатать в Москве, так же как и у нас — на Лужкова. У меня была картинка с Матвиенко, которую я рисовал к тексту на городскую тему. Мне позвонили из редакции: «Смешно! Но, конечно, не поставим». Я перерисовал, уже без Матвиенко. Последний из губернаторов, который спокойно относился к картинкам на себя, был Яковлев. В газете «Комар» каждую неделю на него карикатуры выходили.
«МК» в прошлом году заявил, что они бесстрашно публикуют первый шарж на Полтавченко — мой, в связи с трубным делом. Картинка — безобидная. И при этом единственная. Карикатура — это часть обратной связи между властью и населением. Поскольку ее практически нет — нет и карикатуры. Когда мы делали выставку в Мюнхене, бургомистр показывал мне целый альбом с карикатурами на себя, он их собирает. Говорит: это реакция на то, что я делаю. А Лужков провел 300 судов против журналистов, и все выиграл. Позиция: «Критика — значит, клевета». Это характеризует местную власть.

— Правда, что политики ельцинской поры были внешне интереснее, чем путинские?

— Нет разницы. Для шаржиста проблема – красивое, правильное лицо. Сложнее всего Касьянова было рисовать. Лицо такое — не за что зацепиться.

— А из петербургских чиновников кого хорошо рисовать?

— Всех, кроме Полтавченко (его — по политическим причинам), только их никто не знает.


Рисунок: Виктор Богорад

— На какие общественно-политические темы вы рисовали в последнее время?

— У меня политическую карикатуру берет только газета The Moscow Times, которая выходит на английском в Москве. Одна из последних — карикатура про депутатов, которые на волне «пехтинга» стали покидать Госдуму, выбрав имущество за рубежом вместо мандата (см. выше). Или картинка про Депардье, которую напечатали во французской Le Monde. Когда Депардье кричал, что в России самая крутая демократия, там сделали злобный материал о нем. А наши газеты предпочитают не заказывать политические карикатуры.
Из резонансных городских тем — была карикатура про новую сцену Мариинки, она опубликована в журнале «Город». Там на фоне здания изображен крик, как на картине Мунка, только с квадратными глазами (см. ниже).

Рисунок: Виктор Богорад

— Есть петербургский стиль в карикатуре?

— В 1978 году критики говорили о формировании ленинградской школы карикатуры. Это сдержанность, она же интеллигентность, нет пошлости. Вторая особенность — много аллюзий к литературным произведениям, персонажам. Я бы еще отметил, что наша школа тяготеет к тому, чтобы быть понятной в мире.

— Где сегодня самые сильные карикатуристы?

— Российские получают много премий. Сильные художники в Польше — наследие советской школы и, как ни странно, иранские — там эзопов язык. Конечно, Ахмадинежада они не рисуют, но протест против тоталитарного государства выражают изощренно.

Справка «МР»

Виктор Богорад закончил Ленинградский электротехнический институт. Победитель 16 международных конкурсов (Италия, Югославия, Турция, Польша и др.). С 1989 года — член жюри международных конкурсов. Публикуется в российских и зарубежных СМИ. Участвовал в оформлении карнавала в Ницце.


 

share
print