Истории

Пригородные электрички отменят - вам не скажут

Пригородные электрички с каждым годом становятся все более неудобным транспортом в Петербурге и области, проявляющим неуважение к своим клиентам - пассажирам. Поезда отменяются регулярно, но это полбеды. Самое неприятное, что в 80% случаев пассажирам об этом не узнать. В итоге: проездной не используется, время потеряно.

Типичная ситуация: житель Колпина после работы приходит на Московский вокзал и видит, что электричку отменили. Страшно ругаясь, он едет на станцию «Звездная», в Купчино или в Рыбацкое, чтобы сесть на маршрутку и доехать до дома, потеряв время и деньги, так как проездной на электричку куплен. Такую историю на одном из интернет-форумов описывают сами колпинцы. Оказывается, на популярных пригородных направлениях перекраивают расписание неожиданно для пассажиров довольно часто.

В одной из петербургско-московских групп «ВКонтакте» на днях провели опрос: «Вы сталкивались с частой отменой электричек?». Большинство – 40 с лишним процентов – ответило: да. Впрочем, ничего страшного тут нет: поезда и в продвинутых Европах не всегда по расписанию ходят, наши железные дороги в этом смысле отнюдь не самые худшие. Вопрос в другом: пассажиры узнают об отменах и заменах заранее или по прибытии на вокзал?

На «Народной линии Вестей» жительница города Пушкина Елена пишет: по ее наблюдениям, на Витебском направлении часто отменяют электрички. «Почему-то электрички постоянно отменяются по вечерам, в часы пик, когда основная масса людей возвращается после работы. Так, сейчас (речь о 15 мая – «МР») после электрички в 18:39 следующая на Пушкин отправляется только в 19-23! Почему я должна после работы 45 минут просто ждать на вокзале? При этом изменения в расписании не отражаются на сайте. Купив проездной на электричку, я вынуждена ездить в Пушкин маршруткой плюс метро!»

«Мой район» попросил петербуржцев и жителей Ленобласти, которые регулярно пользуются электричками, рассказать, часто ли железнодорожники неожиданно для них перекраивают расписание.

Приозерское направление: по словам Татьяны, жительницы поселка Отрадное, в час пик утром и вечером поезда ходят по расписанию, но в остальное время часто бывают и задержки, и отмены. «Обычно я сверяю расписание электричек по tutu.ru. Но опыт показывает, что даже этот сайт может не отражать всех перемен в расписании. Буквально на прошлой неделе я полчаса прождала электричку, но диспетчер на станции не смогла сказать не только причины задержки поезда, но и подтвердить сам факт того, что электричка вообще выехала из исходного пункта. На моем направлении электрички вообще ходят не часто. Один раз в час - в утренние и вечерние часы это норма».

Балтийское направление: расписание перекраивают нечасто (не считая традиционных переходов с летнего на зимнее расписание и обратно), но, как правило, неожиданно для пассажиров. Анна, часто ездит в Стрельну, Петергоф, Ломоносов: «Электрички днем ходят раз в час и даже реже, хотя лет десять назад ходили каждые 15-20 минут. Впрочем, и количество завсегдатаев-пассажиров значительно поредело - многие пересели на машины. Расписание перекраивается нечасто, но если уж есть изменения, то о них, как правило, узнаешь, уже придя на станцию или вокзал. И опоздав на поезд, разумеется. Есть смс-рассылка, но она втридорога (услуга SMS-информирование стоит от 2,87 до 3 рублей за смс в зависимости от мобильного оператора – «МР»)». Елена: «Единственное, что бывает: во время встреч в Константиновском дворце или когда проходит Петербургский экономический форум задерживают поезда без предупреждения. Электричка может встать между станциями и стоять так 1-1,5 часа. И выйти некуда, и не сообщают ничего. Но мы уже привыкли к этому. Когда ребенок застревает в такой электричке, звонит мне и спрашивает: «Там к нам никто не приехал?»

Ладожское направление: Святослав, который часто ездит на электричке из Всеволожска в Петербург, говорит, что на этом направлении всё идеально. «Электрички на работу и с работы годами не меняются, плюс-минус пару минут. Опозданий и задержек ни разу не было (лишь один раз случился форс-мажор: оборвало провода). Очень удобный и прогнозируемый вид транспорта. Доволен».

Московское направление: по данным пассажиров, задержки время от времени случаются утром и вечером, в рабочее время – всё по расписанию. Житель Колпина жалуется на «Народной линии Вестей»: «Расписание постоянно перекраивается, не помогает даже интернет - информация о заменах на том же «Яндексе» зачастую отсутствует, как, например, 18-часовая электричка на Питер в понедельник (имеется в виду 6 мая – «МР») - в расписании она до сих пор есть, а по факту весь народ, постояв, с громкой руганью побрёл на маршрутки». Алина, главная по Колпину в группе «ВКонтакте» «Электричка – друг человека!»: «Езжу до города в рабочие часы. Никаких изменений нет, а если и бывают, то на  «Туту.ру», как правило, всё соответствует».

Александр Родионов из Тосно, в прошлом – сотрудник пригородной железной дороги, ныне – пристрастный наблюдатель за деятельность СЗППК, резюмирует: «Зайдите на сайт  «Яндекс.Расписания» и можете воочию убедиться по поводу отмен: сейчас сплошные дневные «окна» на московском и северном направлениях.
Крупнейший пригород Колпино в рабочий час пик вечерних перевозок вообще без электропоездов: перерыв с 18:42 до 19:50! Пушкинцам на фоне других направлений вообще грех жаловаться: у них парность электричек самая большая на петербургском узле».

Судя по отзывам пассажиров, чаще всего они сверяют информацию о расписании электричек по следующим ресурсам: tutu.ru; официальный сайт Северо-Западной пригородной пассажирской компании (СЗППК) – он, по словам петербуржца Александра Аношкина, не всегда репрезентативен и «часто глючит»; «Яндекс.Расписание» и, наконец, бумажное расписание, которое можно за 25 рублей купить прямо в электричке. Понятно, что последний источник информации наименее user-friendly.

Некоторые бывалые пассажиры, кстати, считают, что в своих проблемах люди виноваты сами: надо за расписанием следить, а не клювом щелкать и по форумам плакаться. Станислав Давыдов, один из администраторов группы «ВКонтакте» «Электрички Питер-Приозерск»: «Лично я перед поездкой всегда захожу в интернет: на сайте СЗППК, как правило, всё есть. Причём публикуются изменения довольно активно. Кроме того, если электричка отменяется не разово, а на несколько дней-неделю, то информацию можно встретить и в газетах. Как можно ещё информировать - не знаю. Всем не угодить, а изменения были и будут всегда: вот до интернета было реально плохо, а сейчас я доволен. Часто с жалобами пассажиров случается так, что люди сами ничего не сделали, а винят всех. Иногда надо чуть-чуть подумать своей головой».

Широко распространено и другое мнение: РЖД, «дочкой» которой является СЗППК, просто не нуждается в пассажирах – отсюда отсутствие стремления сделать электрички удобными. Александр Минаков, урбанист, социолог, журналист: «РЖД выгодно нефть и контейнеры возить. Сейчас работа монополии оценивается правительством только по критерию рентабельности. А это - смерть для общественного транспорта».

Александр Родионов указывает на причину нынешнего положения дел: большой долг, который «висит» на СЗППК. Так, год назад СМИ сообщали о том, что «дочка» за восемь месяцев успела задолжать «папе» РЖД 750 млн рублей. Ни для кого не секрет, что количество электричек с годами больше не становится - скорее, наоборот: сокращая количество составов, можно хотя бы немного сэкономить. Люди разлюбили электрички. Нередко предпочитают пользоваться автобусами: Александр рассказывает про своего знакомого, которому однажды позарез понадобилось в Сосново - но купить билет на автобус он не смог, так как два ближайший  «приозерских» рейса оказались распроданными. Растущая автомобилизированность населения тоже внесла свою лепту: кому захочется трястись в грязном вагоне в сомнительной компании, если есть возможность добраться до нужной точки с комфортом?   

share
print