Истории

Унылое Купчино разрисуют и развеселят вдоль и поперек «странными фиговинами»

Фрунзенский район Петербурга ровно на месяц – с 23 мая до 23 июня – оккупируют мастера паблик-арта из разных стран. В рамках ежегодной выставки «Критическая масса» художники откроют для людей обсерваторию в ДК Железнодорожников, научат готовиться к веселью на пенсии, раскрасят унылый забор возле торгового центра, вдохнут жизнь в купчинские библиотеки. «Мой район» публикует гид по выставке.

Паблик-арт – это искусство извлекать из самых унылых урбанистических пейзажей (да, таких, как Купчино) интересные для горожан идеи. Выставка «Критическая масса» откроется 23 мая в 16:00 в ДК Железнодорожников. В основе – восемь проектов из разных стран. Параллельно с выставкой будут проводиться экскурсии по принципу crowd-funding (плати, сколько хочешь, или не плати вовсе), прогулки, лекции, кинопоказы. «Мой район» попросил кураторов и участников выставки рассказать о проектах, а у эксперта-урбаниста спросил, нуждаются ли люди в объектах паблик-арта, многие из которых по недомыслию принимают за «странные фиговины».

Кто: Ханс Розенстрём (Финляндия)

Что: проект «Наблюдатель» - звуковая инсталляция в куполе обсерватории ДК Железнодорожников

Где: ул. Тамбовская, 63; вход ежедневно с 12:00 до 19:00

Молодой финский художник, специализирующийся на звуковых инсталляциях, на месяц вернет горожанам обсерваторию в ДК Железнодорожников: в последнее время она была закрыта для посещения, и даже не все коренные купчинцы знают о ней. Само здание тоже по-своему интересно: это бывший Народный дом, построенный в 1903 году на деньги графини Паниной по архитектурному проекту Бенуа. Люди небольшого достатка могли получить здесь профессию, кроме того, работала столовая, а вход в обсерваторию был общедоступным. Сейчас здание находится в ведении РЖД. В рамках «Критической массы» водить в обсерваторию будут небольшими группами: заранее записываться не надо, просто подходите к зданию ДК. Каждый посетитель сможет побыть наедине с инсталляцией, длительность которой – четыре минуты. Представитель творческого объединения кураторов ТОК, куратор выставки «Критическая масса» Анна Биткина: «Наблюдатель» - звуковая инсталляция для индивидуального прослушивания. Люди поднимаются в обсерваторию, садятся на стул перед круглым окном, надевают наушники и слушают текст, который написал Ханс Розенстрём, а читает на русском языке актриса. Записаны все мельчайшие шорохи, создается ощущение присутствия. Это атмосферная инсталляция, которая позволяет по-новому взглянуть на район: квадраты домов, которые сверху предстают абстрактной картиной».  

Фото: http://vk.com/tok_spb

Кто: Стас Багс (Петербург)

Что: стена «Здесь был я…»

Где: строительный забор за ТЦ «Южный полюс», угол проспекта Славы и Пражской улицы

Создатель группы художников, дизайнеров и «просто друзей» Milk and Vodka, выпускник факультета физиологии и анатомии человека Стас Багс при помощи жителей Купчино сделал из унылой стены, за которой скрывается парковка торгового центра, арт-объект. ТЦ, по словам Стаса, инициативу принял с энтузиазмом. Стас: «Люди каждый день ходят мимо этой стены и жалеют, что она такая серая, неинтересная. Мы сделали фон, дали людям краску и попросили писать на заборе одну-единственную фразу – «Здесь был я». 

Кто: Анника Эриксон (Швеция)

Что: проект «В стенах этого здания, между строк этих книг» - фасад центральной библиотеки Фрунзенского района обклеили текстом с философским смыслом

Где: ул. Турку, 11

Шведская художница не так давно побывала в Петербурге, сходила в купчинскую библиотеку, потискала местного кота, придумала арт-проект. Анна Биткина: «Текст «В стенах этого здания, между строк этих книг» вырезан на плоттере и приклеен по всему фасаду библиотеки. Во Фрунзенском районе все библиотеки раньше встраивали в жилые дома (это сейчас на первых этажах делают только супермаркеты) – Аннике этот факт очень понравился. Получается, что литература живет в одном здании с людьми. В понимании Анники библиотека – живое место, которое играет важную роль для людей. Со временем библиотеки взяли на себя многие функции ДК, сеть которых была разрушена в постсоветские годы. Сегодня в библиотеки могут прийти люди, которые по какой-то причине не выезжают в центр города – это важная социальная институция внутри района».

 

Кто: Бик Ван дер Пол (Нидерланды)

Что: проект «Говори, не стесняйся!» - анонимная будка гласности

Где: Центральная библиотека Фрунзенского района, ул. Турку, 11; работает в понедельник-пятницу с 11:00 до 20:00, в воскресенье – с 10:00 до 18:00

В холле библиотеки установят деревянную модель примерно 2,5 метра высотой, сделанную на основе рисунка ученика Малевича Густава Клуциса. Жители Купчино смогут на канцелярских стикерах писать анонимные пожелания и комментарии, касающиеся жизни в районе, - и приклеивать их на конструкцию. Анна Биткина: «Предполагается, что за четыре недели выставки конструкция будет полностью обклеена. После этого мы постараемся обработать все пожелания и комментарии, провести анализ. Самое интересное опубликуем». 

Фото: http://vk.com/tok_spb (стадия подготовки проекта)

Кто: Гарет Кеннеди (Ирландия)

Что: проект «Последний дом деревни Купчино» - деревянная конструкция, символизирующая навсегда канувший в Лету топоним

Где: двор профессионального лицея «Краснодеревец», ул. Бухарестская, 136; 24 мая конструкцию на один день переместят на пустырь в районе ул. Димитрова, 4-6

Ирландский художник в последнее время увлекается жанром «народных историй»: его арт-объекты посвящены жизни конкретных людей в конкретных местах. В случае с Фрунзенским районом это история дома семьи Васильевых – последнего деревянного сруба в деревне Купчино, на месте которой сейчас находится пустырь. Создавать березовую конструкцию Кеннеди помогали студенты из лицея «Краснодеревец». Анна Биткина: «Сейчас на месте дома Васильевых находится камень, и каждый год 8 марта члены семьи приходят к нему. Они очень трепетно относятся к своим корням. Работа Кеннеди – и об этой семье, и о городской истории, когда в запале глобальной стройки начали сносить всё – даже то, что можно было оставить. Ираида Васильева продержалась в деревянном доме пять лет, несмотря на то, что ее оставили без электричества и воды – старались выжить. Но в конце концов, пришли люди с пистолетами, и ее попросту оттуда вывели. В 1976 году дом снесли».

Кто: Иоанна Райковска (Польша)

Что: проект «!KINO!» - посвящение Дзиге Вертову в кинотеатре «Чайка»

Где: ул. Купчинская, 1/5, кинотеатр открыт ежедневно с 11:00 до 21:00

Известная в арт-кругах художница специально для кинотеатра создала большой неоновый знак (1 метр на 70 сантиметров), повторяющий финальной рисунок раскадровки фильма Дзиги Вертова «Человек с киноаппаратом». Раскадровку Райковска нашла в музее кино в Вене: ей разрешили ее использовать в собственном творчестве. Планируется, что знак и после выставки останется в кинотеатре: он приурочен к скорому открытию центра документального кино на втором этаже здания государственного кинотеатра – там, где сейчас паспортный стол.

Кто: Егор Шмонин и Алексей Кубасов (Петербург)

Что: фильм «Купчино» - история про людей, восстанавливающих ДОТ рубежа «Ижора», а также одного человека в палатке

Где: библиотека №4, ул. Димитрова, 9; работает с понедельника по пятницу с 13:00 до 20:00, в воскресенье с 10:00 до 17:00

Выпускники факультета свободных искусств и наук в начале мая познакомились с активистами, восстанавливающими ДОТ в Купчино. Егор и Алексей запечатлели неравнодушных горожан, а также еще одного местного персонажа: купчинца, живущего в палатке за ДОТом. Егор: «Люди с активной жизненной позицией восстанавливают памятник прошлого – человек в палатке, вдали от многоэтажек, читает книгу, слушает радио. Все это – случайные встречи. Нам было интересно показать, как взаимодействуют прошлое и настоящее». Фильм будут показывать в режиме нон-стоп на плазменном экране в зале отдыха библиотеки №4.

Фото: asiakomarova.com

Кто: Ася Комарова (Нидерланды)

Что: проект «Скоро на пенсию» - купчинцам помогут наладить связь между поколениями

Где: библиотека №4, ул. Дмитрова, 9

Очень интересный с социологической точки зрения проект, в рамках которого люди «до 60» научатся готовиться к пенсии правильно. Ася: «Принцип проекта – сподвигнуть людей задуматься о том, что рано или поздно им придется выйти на пенсию. Проект состоит из трех фаз. Первая: работа с пенсионным населением Фрунзенского района. Как художник я хочу испытать то же, что испытывают они. Например, бабушки возле метро продают самодельные предметы: я встану рядом, буду общаться с ними, возможно, раздавать художественные работы людям, которые у этих бабушек что-то купят. Вторая фаза: надо будет собрать группу активных пенсионеров, которые захотят работать с людьми допенсионного возраста. И третья фаза: в одной из комнат в библиотеке проводятся воркшопы, где молодежь учат, допустим, вязать, вышивать, там же расставлены тематические книги. Прийти могут все, кто угодно. Мне очень интересны истории нынешних бабушек и дедушек: когда это поколение исчезнет, мы сможем разве что в книгах о нем прочитать».   

1 – «Наблюдатель» Ханса Розенстрёма

2 – проект «Стена «Здесь был я» Стаса Багса

3 – проект «В стенах этого здания, Между строк этих книг» Анники Эриксон

4 – проект «Говори, не стесняйся!» Бика Ван дер Пола

5 – проект «Последний дом деревни Купчино» Гарета Кеннеди

6 – проект «!KINO!» Иоанны Райковска

7 – проект «Купчино: кино» Егора Шмонина и Алексея Кубасова

8 – проект «Скоро на пенсию» Аси Комаровой

(карта опубликована на сайте tok-spb.org)

Параллельная программа выставки «Критическая масса» (в pdf)

Какие-то из произведений паблик-арта останутся жить своей жизнью и после выставки – остальные исчезнут. Надо ли инкорпорировать подобные проекты – многие из которых обывателями воспринимаются как непонятные «штуковины» и «фиговины» - в тело Петербурга в целом и Купчино в частности? Что, люди без них не проживут? Рассуждает архитектор, урбанист, преподаватель Данияр Юсупов: «Людям свойственно обживаться и в более жестоких обстоятельствах, и без всякого паблик-арта. Но от этого они, люди, лучше не становятся. Купчино – типичный униформный проект советских индустриальных городов 1960-х. Такие же проекты есть в Сибири, есть в Белоруссии. Именно паблик-арт дает жителям повод для идентификации. Паблик-арт – повод униформное сделать уникальным. В этом смысле очень хорошо, что какие-то из объектов выставки останутся, потому что они будут служить поводом для идентификации не одному, а нескольким поколениям. Люди очень интенсивно перемещаются: меняют дома, переезжая из одних одинаковых квартир в другие. И теряют пространство детства, которое может быть обретено именно в объектах паблик-арта. Можно обретать его и в природных объектах, но их в Купчино немного». 

share
print