Истории

Новый петербургский тренд: шашлыки в зоне жилой застройки

Петербургские парки и набережные оккупировали шашлычники. Кому не нравится, вспоминают: максимум, который дозволялся в советское время, – съесть бутерброд на травке. Теперь машины с полными звенящих бутылок багажниками паркуются на газонах, их владельцы не утруждаются многочасовыми выездами на природу. Приморский парк, Южно-Приморский парк, Рыбацкое, скверы внутри жилых кварталов – жарить и квасить в городе-музее стало нашей новой традицией.

В петербургских гипермаркетах складной мангал стоит столько же, сколько порция шашлыка в ресторане – от 250 рублей. Угольки, средство розжига, маринованное мясо, дешевое пиво и мощные колонки на батарейках также в ценовой категории «ниже среднего». Готовить шашлыки в Петербурге не запрещает ни один закон. Тем не менее, активисты движения «Красивый Петербург» в среду, 8 июня, собираются на рейд в Южно-Приморском парке, чтобы проверить, нарушают ли шашлычники другие законы.

«Мы не против адекватных людей. Нельзя выгонять людей за то, на какое расстояние и как вкусно пахнет их еда, – рассказывает координатор «Красивого Петербурга» Стив Каддинс. – Проблема в том, что шашлычники разводят костры на траве, мусорят, заезжают в парки на машинах, распивают алкоголь в парках (это общественное место). Поэтому в парках нужно создавать специально отведенные места для пикников и барбекю, как в Европе. В Москве, правда, пытались воплотить нечто подобное, но насколько я знаю, люди продолжают жарить и квасить в неположенных местах».

Петербургские краеведы уверены: традиция проводить время подобным образом появилась в нашем городе недавно. «Никогда в Петербурге не было традиции жарить шашлыки в парках! – говорит Сергей Бабушкин. – Горожане могли выйти на природу и устроить пикник, но такая вещь как мангал была малодоступна, поэтому  приходилось довольствоваться бутербродами или чем-нибудь подобным».

С ним согласна краевед Аля Деконская: «В детстве я жила рядом с парком Александрино (Кировский район – прим. «МР»). Двадцать лет назад люди гуляли в этом парке, выпивали, лежали с бутербродами на пледах, но чтобы что-то жечь – никогда! Сейчас выходишь – целые семьи в тюбетейках (или не в тюбетейках – русские) готовят шашлыки. Я ужасно к этому отношусь. Это не петербургский стиль. Архитектура модерна, барокко и классицизма художественно несовместима с мангалами и запахом жареного мяса».

Архитектор Павел Никонов даже знает, откуда эта традиция взялась: «Это проявление распущенности, которая произошла из-за вульгарного понимания западного отношения к паркам и общественному пространству. Все начинается с газонов. Наши подражатели решили, что на них можно лежать. В Петербурге травяной покров совершенно к этому не приспособлен! В Финляндии и Германии при многоквартирных домах принято ставить стационарный мангал. Приготовление барбекю освящено традицией и происходит в строго отведенных местах. Вчера я прогуливался по Приморскому парку (Крестовский остров): там по газонам можно ходить только белкам, а люди жарят на них шашлыки!»

А социолог Роман Могилевский считает, что проводить время в стиле европейской буржуазии начала XX века и современных американцев не так уж плохо: «В советское время доминировал лесной туризм, краткосрочные выезды за город. Сейчас из-за пробок нужно больше времени, чтобы выехать. Электрички стали дороже. И развивается традиция, которую изображали французские импрессионисты – отдых в городских садиках и парках. Думаю, петербуржцы насмотрелись фильмов про Центральный парк в Нью-Йорке, где свободно можно жарить барбекю. В этом нельзя упрекать мигрантов. Их точно так же обвиняют в искажениях русского языка, но по правде, они здесь не при чем».

Эколог Александр Карпов считает, что проблему можно решить. «Город не предлагает никаких сервисов на общественных территориях, и люди вынуждены как-то заполнять пространство. Эта проблема социальная, экологические соображения отходят на второй план. В советское время такого не было, потому что было сложнее достать мясо, вот и все.

Кто вам сказал, что жарят только в парках? Вчера проезжаю по Фонтанке: на ступеньках набережной напротив БДТ стоит компания с мангалом», – заключил Александр Карпов.
 

share
print