Истории

Коммерсанты отбирают у петербуржцев тротуары, надеясь на воспитанность горожан

C наступлением лета петербургские тротуары преобразились. В основном, за счет открытых кафе и лотков с мороженым. Похоже, теперь на тротуарах положено принимать пищу, читать прессу, рассматривать рекламу. А вот ходить по ним совсем не обязательно, потому что места для двуногих остается все меньше.

На сайте движения «Красивый Петербург» недавно появился раздел «Помеха на тротуаре». Сюда присылают фотографии киосков, террас уличных кафе, рекламных билбордов - в общем, всего, что заметно уменьшает ширину городских тротуаров. Без всяких замеров видно, что тротуар в местах их размещения суживается до величин, абсолютно не соответствующих Строительным нормам и правилам. Авторы жалоб теперь ждут, что им ответят в районных администрациях. А те, конечно, будут запрашивать Центр размещения рекламы и менеджмент «Роспечати», так что ответ последует нескоро.

«Мой район» уже рассказывал о СНИПах, когда на Малом проспекте В.О. у тротуара отобрали метр ширины в пользу автомобилей, а после нашей публикации вернули обратно. Для магистральных улиц городского значения ширина тротуара должна составлять три метра, а для ЗСД, если бы он там был – 4,5. Для улиц районного значения - 2,25-3 метра, улиц в жилой застройке – 1,5, в промзонах – от 0,75 метра. Для того, чтобы понять, насколько необходима такая ширина, можно измерить ширину детской коляски, прибавить к ней полметра снега и льда, который образуется у стен зимой, плюс – еще сантиметров 50, чтобы можно было разминуться со встречным прохожим. И хорошо бы добавить полуметр буферной зоны, чтобы спасти одежду от брызг из-под колес.

  • img_7624
  • img_11250
  • img_11816
  • img_12373
  • img_12966
  • 1180_300

Петербургские активисты, познакомившись со СНИПами, выражали искреннее недоумение: неужели все, что находится на наших тротуарах, стоит там незаконно? Почему же тогда не принимаются меры? «Мой район» тоже задался этим вопросом. Оказалось – все дело в отсутствии жалоб.

Наглядная ситуация: стоит на Невском проспекте рекламная тумба. Ее можно без помех обогнуть, почти без помех – объехать с коляской или большим чемоданом… Но вот начинается ремонт здания и – финиш. Тротуар из-за строительного забора суживается ровно до величины тумбы. Бывают ситуации еще «веселее»: билборд перегораживает вход во временный строительный коридор. Тут не то что с коляской – на своих двоих не можешь ни выйти, ни зайти. А леса могут стоять несколько лет, как это было, например, с «Невским паласом».

«В городе просто не было прецедентов, когда чиновника наказывали бы за неразумно выбранное место для установки ларька. Или рекламного носителя. Вот если бы его без разрешения воздвигли, создав препятствие для пешеходов – тогда да, можно было бы привлечь владельца к ответственности по кодексу административных происшествий в сфере благоустройства. А для чиновника – не знаю даже, есть ли статья. Вот если бы кто-то обратился с жалобой, проявил настойчивость, чтобы машина закрутилась, тогда бы мы про это знали. Но всем наплевать». Так существующий хаос объяснил адвокат Евгений Баклагин.

Бывают ситуации еще «веселее»: билборд перегораживает вход во временный строительный коридор. Тут не то что с коляской – на своих двоих не можешь ни выйти, ни зайти.

Несанкционированную наружную рекламу отслеживают жилкомсервисы. До разрешенной - но тоже зачастую неудобной - рекламы есть дело разве что снегоуборщикам, и то несколько дней в году, когда вдруг выясняется, что билборды мешают уборке снега. Прошлой зимой, кстати, выяснилось, что просто так взять и демонтировать их – невозможно, так как сроки аренды еще не истекли, и раз уж город получил деньги, их надо отрабатывать. По этой причине не демонтируют билборды близ строительных коридоров: ремонт обычно делается за год, а кусок городской площади арендуется года на три. Кстати, 5 тысяч билбордов (около 40%) как раз в 2012 году отработали свой срок аренды и, по идее, могут быть демонтированы, если на них поступали какие-то жалобы. Но граждане жаловаться не любят.

Кстати, вне закона оказываются все тумбы, стоящие менее чем в 3 метрах от стен домов. Получается, что размещать их можно только на главных улицах.

Елена Ногова, замдиректора Института транспортных систем, пояснила, что возможность установки на тротуаре постороннего объекта регламентируется не только статусом улицы, но и пешеходным трафиком: «Нужно проводить замеры количества пешеходов в часы пик. Мы этим занимались, но только для подземных переходов - там ведь тоже идет торговля. В частности, у «Нарвской» и «Горьковской».

Обычно это бывает так. Приходит к нам коммерсант, владеющий местом в переходе, и говорит: я хочу вместо кабинки с пирожками поставить маленькое кафе. И оно будет занимать в ширину не метр, а два. Посчитайте, пожалуйста, есть ли такая возможность. Мы спускаемся в переход и считаем пассажиров. В летнюю пору город немного пустеет, поэтому за час по переходу проходят, допустим, 800 человек. Но осенью будет уже больше тысячи. Об этом мы сообщаем коммерсанту, уточняя, что будет честнее, если провести этот анализ, скажем, в октябре. Коммерсанту нет никакого дела до прохожих, но ведь они пишут на него жалобы. Торговец заказывает исследование только затем, чтобы положить его результаты на стол при прокурорской проверке. А она нагрянет, если появятся недовольные. Иногда начинается торговля за каждый сантиметр.

На улице мы замеры не проводили. Но это наверняка делали другие компании». Хотя при взгляде на наши улицы в это трудно поверить.

Отдельно стоит поговорить об уличных кафе. Наиболее острая ситуация наблюдается на Большой и Малой Морской улицах. Ресторан «Да Винчи» «съел» 2/3 тротуара и не поперхнулся. Есть несколько кафе с террасами на улице Правды и на Рубинштейна. Есть на Московском и Невском проспектах, но там хотя бы тротуары широкие.

Такие заведения в очередной раз указывают на высокий культурный уровень петербуржцев. Если ресторанный менеджмент ставит столики, создавая явный дискомфорт прохожим, и при этом не боится, что пешеходы будут плевать мимоходом в суп – значит, он уверен в воспитанности горожан.

share
print