Истории

Михаил Турецкий: В России сидел каждый третий. «Владимирский централ» - песня поколения

23 и 24 июня в БКЗ «Октябрьский» выступит «Хор Турецкого», который исполнит калейдоскоп лучших произведений мира: от Чайковского до Фредди Меркьюри, от Boney M до Александры Пахмутовой, от рок-фантазии до городского фольклора. Основатель хора Михаил Турецкий ответил на вопросы «МР».

 



Фото: промоутерская компания «Планета Плюс» корпорации PMI

-  Артисты «Хора Турецкого» исполняют композиции более чем на десяти языках без фонограммы. Знаете ли вы все эти языки или заучиваете текст?

- Мы действительно поем на разных языках, в нашем репертуаре даже есть такие спецпроекты, как песни на ингушском, казахском, украинском, белорусском языках. Если бы мы знали все языки, на которых поем, то тогда бы нам была дорога в лингвистику. В нашем коллективе все знают английский, несколько человек – немецкий. В любом случае, мы всегда нанимаем консультанта, носителя языка, который помогает нам поставить правильное произношение.

- Про вас пишут «могут заменить своими голосами оркестр». А было такое, что ваш хор состязался с оркестром?

- Состязаться с оркестром нам не приходилось, да и нет в этом особого смысла. Мы действительно можем исполнить инструментальную музыку одними голосами. В нашем репертуаре есть такие знаменитые классические произведения, как «Шутка» Баха, «Полет шмеля» Римского-Корсакова. Или «Песня извозчика», где как раз необходим  оркестр духовых инструментов. И мы прекрасно справляемся с этим музыкальным материалом только голосами. Публика принимает на «ура».

- Десять вокалистов вашего хора представляют всю палитру мужских певческих голосов. Какие голоса самые редкие?

- На самом деле, в нашем коллективе каждый артист – индивидуальность, со своим уникальным образом, голосовым диапазоном, тембром. Удивительной красоты оперный драматический тенор – Заслуженный артист РФ Евгений Тулинов, настоящий роковый голос, который органично звучит в репертуаре, например, Queen – контр-тенор Вячеслав Фреш, драматический баритон Алекс Александров – может петь с интонацией Владимира Высоцкого, и это будет не пародия. Голоса, которые редко можно встретить в природе, в нашей группе тоже есть. Редчайший в Евразии тенор-альтино – уроженец Украины, Заслуженный артист РФ Михаил Кузнецов. Это где-то между небом и землей, на стыке мужского и женского вокала. Виртуозно исполняет сложнейшие женские арии. Самый низкий голос, инфернальный тембр – бас-профундо – Евгений Кульмис. Очень, кстати, хорошо влияет на женскую природу!

- Вы в творчестве не обходите такой жанр, как шансон (хоть и сочетая его с высокими). Почему?

- Качественная музыка есть в любом жанре. Например, «Владимирский централ» мы сделали небольшой постановкой, так как это культовая песня поколения. В нашей стране, по статистике, каждый третий человек сидел в тюрьме. Этого из истории никак не сотрешь. И «Владимирский централ» - песня о тех, кто находится в местах заключения и ждет. У них же должна быть надежда на то, что все когда-нибудь будет хорошо.

- Кого из нынешних популярных артистов – разных жанров и стран – вы бы хотели видеть в своем хоре? Чьи голоса вам нравятся?

- Понимаете, дело не только в голосе. Мне нужны личности, настоящие артисты, умеющие работать, талантливые люди, заложники сцены. Таких сейчас, увы, мало. Но для нано-версии  «Хора Турецкого» я таланты найду.

- Многие из хора исполняли еврейскую литургическую музыку. Кто-то поет до сих пор в синагоге, других храмах. Исполняет ли сам хор церковную музыку?

- На это просто не хватает времени. В нашем репертуаре есть фрагменты еврейских молитв и песен, православные, католические молитвы – это ведь очень красивый музыкальный материал, который нуждается в правильной подаче для широкой публики. Иногда мы вставляем в концерт небольшие блоки, состоящие из такой музыки.

- Помимо хора его участники где-то поют сольно? 

- Повторю: работать в «Хоре Турецкого» и с чем-то это совмещать практически невозможно. Максимум, что себе можно позволить - три выходных в месяц. Репетиции, концерты, съемки, спецпроекты – это бесконечная череда событий. В арт-группе каждый артист может реализовать все свои таланты, проявить себя в разных жанрах, музыкальных стилях, потому что репертуар коллектива – около 400 произведений.

- Вы исполняете хиты четырех столетий. Отслеживаете ли вы, как меняется отношение публики к песням, как меняется ваш репертуар – что становится популярнее, что – выходит из спроса?

- Я очень чутко отношусь к тому, как публика реагирует на нашу музыку. Могу прямо во время концерта поменять программу, потому что чувствую – сейчас надо дать побольше песен на русском языке, или, например, необходимо исполнить что-то лирическое, публика к этому готова. Угодить всем невозможно, но с уважением к своему зрителю относиться необходимо – в этом залог здоровых, успешных отношений в паре «публика-артист». Наша публика чувствует и понимает, что именно она хочет услышать в нашем исполнении. Они дают нам «крючок», идею, и часто «попадают» с репертуаром в точку.  

- Как вообще 10 артистов готовят новую песню?

 - У меня сегодня собрана сильная команда аранжировщиков, инструменталистов, певцов, звуковиков, постановщиков, и мы вместе обдумываем, что будем петь дальше.  Но последнее слово - за художественным руководителем. При выборе руководствуюсь своими пристрастиями, вкусами и, наверное, интуицией.

- Что будет дальше с арт-группой «Сопрано» ? Есть ли планы по созданию смешанных музыкальных групп?

- У арт-группы «Сопрано» блестящее будущее. Уже сейчас у них полностью расписан гастрольный график на всю осень – огромный гастрольный тур, включающий в себя Центральный, Приволжский и Уральский федеральные округа, более 20 концертов в месяц. Плюс юг России, гастроли по США, Канаде. Дальше будем готовиться к пятилетию коллектива, отметим большими концертами в Москве, Санкт-Петербурге и по всей России. А смешанный хор у меня впереди!

share
print