Истории

Рустем Адагамов из Турции: В России такие протесты невозможны – народ нецивилизованный, дикий

Турецкие протесты, начавшиеся 28 мая с акции 50 защитников природы против застройки парка в центре Стамбула, движутся к своей кульминации: многотысячный палаточный лагерь на площади Таксим и не думает сворачиваться. Самый популярный блогер рунета Рустем Адагамов (ЖЖ-юзер «drugoi») считает, что революция в Турции будет бескровной. Он поделился впечатлениями о происходящем по телефону из Стамбула.


– Рустем, пересекаются ли какие-нибудь лозунги турецкой и российской оппозиции?
 
– Ситуация похожа, но только отчасти. В Турции требуют отставки премьер-министра Эрдогана, российская оппозиция требует отставки Путина. На этом пересечения заканчиваются. В Турции действуют демократические механизмы, и народ на выборах решит судьбу премьер-министра. Мы так сделать не можем – нет механизмов.
 
– А между риторикой российской и турецкой властей в отношении оппозиции есть что-то похожее? Например, есть ли у Эрдогана какие-нибудь пренебрежительные клички для оппозиционеров?
 
– Совершенно точное повторение путинских бандерлогов: Эрдоган назвал своих противников «capulcu» («чапульджу»), что означает  «мародеры, бандиты». Как у нас обыгрывали бадерлогов – так в Турции на улицах обыгрывают «чапульджу». Слово быстро превратилось в мем («чапуллинг»): люди по любому поводу называют себя так. В этом плане оппозиция переиграла Эрдогана. 
Эрдогана в аэропорту встречала толпа бюджетников, собранная по разнарядке. Так же, как у нас собирают на митинги «Единой России» – раздают флажки и говорят: «Стой». Никто добровольно не пойдет на Таксим сражаться за политику правительства.
 
– Как российские туристы чувствуют себя в Турции? 
 
– В Стамбуле последние несколько дней совершенно спокойно. Там и было спокойно. Вся «движуха» происходит на площади Таксим. Непонятно, что будет дальше: истекает ультиматум, который власти дали оппозиционерам, чтобы освободить парк Таксим-Гези, примыкающий к площади (тот самый, который собирались сносить – «МР»). Непонятно, будут ли власти применять силу – газ, водометы - при разгоне этого палаточного лагеря. Лагерь стал модным местом среди туристов, здесь всем рады, и нет тут совершенно ничего опасного. Спокойный теплый Стамбул, каким его привыкли видеть российские туристы.

  • TASS_4678937

    ИТАР-ТАСС

  • TASS_4677678

    ИТАР-ТАСС

  • TASS_4677923

    ИТАР-ТАСС

  • TASS_4678933

    ИТАР-ТАСС

  • TASS_4678934

    ИТАР-ТАСС

  • TASS_4678936

    ИТАР-ТАСС


 
– Протестующие так и говорят: «Нам не нравится исламизация»? Или причины революции традиционные: нищета, коррупция?
 
– Вся европейская часть Турции, интеллектуалы, студенты, то, что у нас называется креативным классом, и не только – я видел на площади совершенно разных людей, в том числе стариков – выступает против исламизации. Для них исламизация означает утрату наследия, которое оставил Ататюрк (Мустафа Кемаль, основатель и первый президент современной Турции – «МР»). Он всячески способствовал европеизации Турции, при этом сохранил баланс между религиозными и светскими ценностями. Никому эта исламизация не нужна, уверяю вас.
 
– Эрдоган призвал своих сторонников тоже выходить на улицы. Может в таком случае пролиться кровь?
 
– Я знаю, что Эрдогана в аэропорту встречала толпа бюджетников, собранная по разнарядке. Так же, как у нас собирают на митинги «Единой России» – раздают флажки и говорят: «Стой». Никто добровольно не пойдет на Таксим сражаться за политику правительства. В Турции и речи не идет о гражданском противостоянии. Страна единая, люди цивилизованные и спокойные – сегодня побунтовали, завтра слово за политиками. Эрдоган может таким вот образом организовать параллельный митинг, но в искренности людей, которые на него придут, я сомневаюсь. Главное: не будет войны. Это я вам гарантирую.
 
– Верится, что в ближайшие годы у нас повторится что-нибудь подобное?
 
– Нет, ни в коем случае! Это даже хорошо: в России нет культуры демократической уличной борьбы. У нас подобные события сведутся к бунтам, мародерству, убийствам и кровавой войне. Наш народ дикий в этом смысле, нецивилизованный. Мы, в отличие от турок, никогда не жили в демократическом государстве. Этот политический опыт накапливается десятилетиями цивилизованной демократической борьбы. У нас его нет: в промежутках между застоями происходят дикие бунты. Это все, на что мы способны, к моему глубокому сожалению. 



Видео: EscApelsin
 
share
print