Общество

Между добром и злом. Чем компьютерные игры хуже обычных

18 июня 2013 15:06 Мария Лащева
версия для печати
Ведущая рубрики «Дети» Мария Лащева на этот раз ищет ответ на вопрос: так ли страшны компьютерные игрушки, как их малюют консерваторы?
Между добром и злом. Чем компьютерные игры хуже обычных Фото: flickr.com ( Jirka Matousek)

Благодаря компьютерной игре мой старший сын, любитель конструкторов, научился читать. Ему, четырехлетнему, никак не удавалось сложить вместе непослушные буквы. Отдельно прочитать – пожалуйста: «М! А!», а сложить, чтобы получилось слово или хотя бы слог – ни в какую. Случайно попавшая к нам компьютерная игра про Бабу Ягу, от козней которой надо было убегать через мостик из слогов, поглотила ребенка с головой. «МА! ПА! ЛЯ!», - диктовал голос из динамиков, а ребенку нужно было «кликнуть» на нужные буквы, чтобы мостик стал длиннее. Надувшись от напряжения, сын изо всех сил пытался помочь герою, и очень быстро научился складывать слова.

Сейчас он большой фанат компьютерных игр и играл бы в них сутками. Но это только теоретически, потому что будни его заняты: школа, уроки, помощь по дому, тренировки. А вот выходные он любит еще и за то, что может поиграть на компьютере – сам или с папой по сети. Но недолго, около часа. Он не обижается, привык.

Младший сын интереса к гаджетам не проявлял долго, предпочитая войну и футбол. Лишь в пятом классе он попросил купить игровую приставку – мол, у всех в классе есть!

Подумав, мы подарили ему электронную книгу с установленными на ней играми. Выпросив право на день вывести новый гаджет в люди, он вернулся из школы совершенно разочарованный. «Знаешь, мама, - грустно сказал он, выкладывая игрушку из портфеля, - я больше не буду носить его в школу. Я весь день играл, все перемены подряд». Его голос приобрел совсем трагические интонации: «Даже в столовку не сходил!»

Он все так же предпочитает футбол на школьной площадке и игры с друзьями. Но когда старший брат с папой садятся за игру – подключается.

Если верить рассказам родителей, стать опытным пользователем айфона можно и в два года. Как пишет один из пользователей, его сын в этом возрасте легко запускает Skype, выбирает из списка контактов аватарку любимой бабушки и самостоятельно ей звонит. Правда, есть одна техническая проблема, из-за которой разговор никак не клеится - разговаривать ребенок толком не научился.

Педсовет

Павел Семенов:

- Виртуальные игры сегодня позволяют развивать творческие навыки. У моих детей (3, 5 и 7 лет) любимая игра - MineCraft (мир, где можно строить из блоков здания, предметы и т.д.). И среди обычных игрушек дети предпочитают конструкторы.

На  компьютере стоит таймер, который завершает детский сеанс после 30 минут игры. Итого, на трех детей уходит не более 1,5 часов и нет проблем со «злой мамой», которая выдергивает вилку из розетки в самый захватывающий момент. Дети имеют свои пароли - сложные слова, в написании которых у них есть проблемы (гиперболоид, параллелепипед и т.д.). Мобильные гаджеты детям не выдаются - время, когда они проводят на прогулке, в поездке, в гостях - они должны познавать мир вокруг.

Марина Богданова:

- Пока у двухлетней дочки вне конкуренции традиционные игрушки. При наличии кнопочных/музыкальных/говорящих любимыми остаются кукла Маша и мишка в платье. Знакомство с компьютером отложено к школьному возрасту.

Александр Бочков:

- У сына (3 года) явно виден интерес к гаджетам и быстрое их освоение. Сегодня компьютеры, телефоны и прочая электроника – часть жизни, быта. Это реальность. И, я думаю, приучать детей пользоваться такими устройствами – нормально и необходимо.

Анна Ланцетова:

- Ярик (3 года) с двух лет умеет пользоваться смартфоном. Играет на нем, смотрит видео. Я не одобряю этого. Расстраиваюсь, что Макс (9 лет), который всегда отличался любовью к чтению, тянулся к знаниям, вдруг перестал читать, только бы за компом сидеть. Я ограничиваю, конечно, но совсем-то не запретишь. И потом, дети ведь за взрослыми повторяют, а мы сами все время у компа или в телефоне... Короче, надо как-то от этой мании избавляться всем: и детям, и взрослым.

Ирина Родина:

- Чтобы успокоить моего годовалого сына, ему можно было просто сунуть в руку телефон. После нескольких минут этот телефон, как правило, летел на пол, но мне, уставшей и замученной, казалось это не такой уж большой ценой за несколько минут тишины. Сегодня сыну четыре года и успокоить его мобильником все так же проще всего.

Максим Романов:

- Дети (11 и 13 лет) играют на всем, что попадает им в руки, от компьютера до плеера со встроенными играми. Это хорошо, что они умеют пользоваться гаджетами, это развивает голову, дает им необходимые в современной жизни навыки. Моя мама не умеет даже смс набрать на телефоне, и это очень печально.

Инна Веслова:

- Ничего плохого в электронных игрушках не вижу. Конечно, ограничивать надо – скажем, полчаса в будний день и час-полтора – в выходные (если больше – у них просто «срывает крышу»). В обычной жизни таких ощущений не испытаешь – полетать на самолете, поездить на гоночной машине. Плюс, у нас компьютерные игры – это мотивация для детей. Сделал задание по хозяйству – поиграл, подрался с братом – лишен игры.

Эксперт

Галина Смирнова, педагог-психолог Дворца творчества юных

- В год ребенок учится строить пирамидки, в три уже справляется с первыми логическими играми. С трех лет дети учатся выстраивать сюжет игры: мама-дочка, мужчина-женщина - в общем, переносят в игру ситуации из жизни. С 5 лет дети хорошо играют компаниями по три человека, а с 7 лет увлекаются фантазиями, превращениями - так они готовятся к взрослению.

Фантазия в игре важна для развития. Поэтому, когда ребенок садится за компьютер, то оказывается обделенным, ведь механизм компьютерной игры - готовый алгоритм. В ней воплощена фантазия авторов - взрослых людей, а все творчество ребенка – выхолощено. Дети потому и предпочитают электронные игры традиционным, что здесь не надо стараться, то же удовольствие – легче и быстрее.

Увлечение компьютерными играми действительно может отбить у ребенка охоту к чтению. Читать – значит трудиться, трансформировать слова в образы, сопереживать героям. В компьютерной игре все эти этапы можно перескочить.

Еще один плюс традиционной игры – в них играют детскими компаниями. А это значит, что ребенок учится сотрудничать, выстраивает правила, отвечает за их соблюдение. А компьютерная игра, по сути, очень эгоистична.

Играя, дети испытывают мышечное напряжение, неважно, обычные это игры или компьютерные (особенно гонки, стрелялки). И если в традиционной игре напряжение высвобождается в результате физических действий (побегает, покричит), то у играющего этого не происходит. Невысвобожденное мышечное напряжение включает агрессивные реакции. Вот попробуйте у увлеченного игрой ребенка забрать компьютер – вы получите выплеск агрессии. Это не зависит от характера и воспитания, это тело протестует – накопились переживания.

При этом есть данные, что дети, играющие в стратегические компьютерные игры, легче адаптируются в реальных ситуациях. Есть компьютерные системы, через игру обучающие гиперактивных детей управлять своим состоянием. Но в целом минусов от компьютера больше, чем плюсов.

Следите за новостями в Петербурге, России и во всём мире в удобном для вас формате: «Вконтакте», Facebook, Twitter, Telegram, Одноклассники



Ранее по теме

Лента новостей

Проверь себя

Что делать с "Лахта-Центром"?

Проголосовало: 880

Все опросы…