Истории

Новый средний класс Петербурга: хипстеры пришли на смену мажорам, и это хорошо

Парни в брюках-дудочках и очках; девушки в шляпках, с кожаными портфелями и на ретро-велосипедах, - именно они – хипстеры, а не частные маленькие магазины, кафе, мастерские стали, по мнению ученых, внешним индикатором нарождающегося (наконец-то) в Петербурге среднего класса.

Директор Центра исследований НИУ ВШЭ Елена Омельченко хипстеров изучает давно. Она уверена, что хипстеры – не совсем субкультура, а, скорее, специфическая потребительская молодежная группа: «Когда мы говорим о субкультуре, важна идеология, четкий стилистический код, связь с некоей традицией. Да, мы можем уловить традицию: это разновидность потребительского поведения, похожая на стиляг и другие молодежные группы. Но если готы, панки, анимешники мало связаны с потребительской массовой культурой – а как раз-таки наоборот, часто полностью ей противоречат - то такие стилевые группы, как хипстеры, реализуют авангард моды. При этом моды - популярной и распространенной».

Елена Омельченко уверена, что хипстеры очень тесно связаны с культурой эксклюзивного потребления, которое характерно для обществ с нарождающимся средним классом. У молодежи больше потребительских выборов, она может себя формировать на свой вкус, не следуя родительским предписаниям, классовому происхождению.

«Исследуя хипстеров, мы используем разные методы. Прежде всего, это наблюдение за потребительским поведением. Также опросы в местах нового типа развлечений – интеллектуальных: креативные пространства, лофты, Новая Голландия, специфические магазины. Исследуем предложение товаров, - говорит социолог. - Например, одежда: это не люксовые бренды, которые покупает гламурная молодежь, но и не мейнстрим. Имидж сопрягается с игрушками, книгами, велосипедами, фотоаппаратами, аксессуарами. Еще один источник для исследования – специализированные сайты и группы «ВКонтакте», внутри которых тоже развивается специфическая идентичность хипстера. Там можно найти советы о том, чем настоящий хипстер отличается от имитации, позеров».

Наличие такого направления, как хипстеры, для Петербурга – позитивный момент. Вспомним мажоров, золотую молодежь. До сих пор гламуризация элит, upper-класса наблюдается, но сейчас мало мест, с этим связанных. А в конце 1990-х-начале 2000-х слово «мажоры» было модным. И этот сегмент воспринимался достаточно напряженно. А хипстерская тема – более демократичная, либерально-ориентированная.

Хипстерами себя называть не любят. В этом смысле их можно сравнить с субкультурами: мало кто из субкультурщиков любит использовать названия. И готическая сцена, и панк-сцена, и рок-сцена имеют внутри себя большое количество разновидностей. И каждый стремится подчеркнуть свое отличие, например, от других хипстеров. От имени отказываются, потому что оно имеет некий медийный имидж, ярлык. А если человек ищет индивидуальность, он будет отказываться от того, чтобы его «посчитали» вместе с другими.

«Был такой яркий журналистский ход – когда всех, кто вышел на протестные митинги в России, обозвали хипстерами, потому что люди выглядели интеллигентно, не были похожи на бритоголовых или националистов, - говорит Ольга. - Студенты, приличные мальчики и девочки. Но я думаю, что презрительными коннотациями слово «хипстер» обросло до протестных акций. Это классовый вопрос. Неявно, но проявляется напряжение, связанное с различиями в социальных статусах, доступностью культурных ресурсов. Чтобы поддерживать не просто внешний имидж хипстера – штанишки-дудочки, очки, сумочка, рубашка в клеточку, шляпка – но целостный облик, в который включен и стиль жизни, необходимы большие вложения. Это стоит дорого. Нельзя, конечно, всех стричь под одну гребенку. Человек может работать по ночам в баре – и ему хватает денег на такую жизнь. Но чаще всего это родительский капитал. По нашим исследованиям, ежемесячный бюджет хипстера – 30-40 тысяч в месяц. Не все могут столько заработать. В указанную сумму входят и одежда, и фитнес, и велосипед, и гаджеты, клубы-бары, кино, книги. Поэтому среди молодежи, которая не может быть на этом уровне, формируется противостояние. Это противостояние низкоресурсных и высокоресурсных групп».  

Наличие такого направления, как хипстеры, для Петербурга – позитивный момент. Вспомним мажоров, золотую молодежь. До сих пор гламуризация элит, upper-класса наблюдается, но сейчас мало мест, с этим связанных. А в конце 1990-х-начале 2000-х слово «мажоры» было модным. И этот сегмент воспринимался достаточно напряженно. А хипстерская тема – более демократичная, либерально-ориентированная. Возможно, многие из них не читали неких важных книг, но даже отсылки к культурному капиталу очень важны: люди проявляют себя не только посредством одежды, но через интеллектуальные знания. Плюс хипстерство сопряжено со спортом, здоровым образом жизни. Они приятно выглядят: симпатичные, следят за собой. Мы видим развитие в Петербурге интеллектуальных пространств – это говорит о формировании среды. И она не может существовать в вакууме, в изоляции. Среда создает атмосферу, это важно. Другое дело, что есть и снобистский дискурс – он касается не богатства, а доступа к знаниям. Ну, что поделаешь. Пускай Петербург будет местом, в котором живет разная молодежь.

Александра Козырь с социологического факультета СПбГУ сейчас работает над магистерской диссертацией «Стиль жизни хипстеров как фактор формирования социального мильё»:  хочет, среди прочего, ответить на вопрос, являются ли хипстеры субкультурой. И существуют ли они вообще: «Что касается вопроса о том, стиль жизни это или мода, то здесь важным является вопрос о том, идентифицируют ли себя молодые люди как хипстеры, или «хипстер» – это не более чем ярлык внешней идентификации. Все мои информанты, которые могли бы быть отнесены к категории «хипстер», если основываться хотя бы на их внешнем виде, хипстерами себя не считают. Да, многие признают, что перенимают у хипстеров какие-то элементы их стиля, модную одежду, аксессуары, но не более. Самая большая трудность заключается в поиске информантов, которые могли бы себя идентифицировать как хипстеры и внутренне, и внешне. Буду продолжать поиски, надеюсь, что они окажутся успешными, в противном случае напрашивается вывод, что хипстеров и вовсе не существует».

Ангелина, участник проекта Sputnik, специализирующегося на авторском туризме считает, что многие готовы назвать себя хипстерами, но они не хипстеры. Настоящий хипстер себя хипстером не назовет. Одно из правил – не быть, как все. «Если ты попадаешь под массовое определение, ты уже такой. В негативном формате слово «хипстер» употребляют невежественные люди, которые не знают, что это слово значит. Скорее всего, они хотят сказать человеку, что он бездельник или любит что-то делать напоказ», - говорит она.

Справка:

Похожие на хипстеров субкультуры

Випстеры – термин придумал в 2010 году московский журналист Филипп Миронов. Имеется в виду богатая интеллигенция, склонная к внешним демонстрациям своего достатка – например, посредством бессмысленно дорогой одежды. Термин плохо прижился, но до сих пор изредка употребляется в комментариях к статьям про хипстеров.

Приверженцы моды на «херитейдж» (от англ. heritage– наследие) – принципиальная антитеза хипстерам: мужественные ковбои и моряки, бородатые мужчины в «левайсах» и клетчатых фланелевых рубашках.

Сникерхэды (от англ. sneakers – кроссовки и head – голова) – собиратели брендовых кроссовок. Краеугольный камень хипстерства – потребление – в этой субкультуре доведено до логичной точки. Сникерхэд может так ни разу и не надеть очередную пару кроссовок от Джереми Скотта – по сути, это обычный фетишизм.

Ванильки (или ванильные) – родственная хипстерам субкультура, появившаяся в 2010 году. Согласно определению из «Википедии», ванильки культивируют «демонстративную романтичность и депрессивность, а также любовь ко всему сладкому. Самыми известными элементами ванильной субкультуры являются футболки с надписью типа «I love NY», фотоаппараты ретро-моделей и растрёпанные волосы».

share
print